18+
// Полемика

«Садовое кольцо»: Возможность «прожить»

На Первом закончился показ сериала «Садовое кольцо», спродюсированного Валерием Тодоровским и поставленного Алексеем Смирновым. Реакция на фильм оказалась не менее интересной, чем сама работа. Мы собрали мнения о картине и первым публикуем высказывание неожиданного зрителя — Александра Сокурова.

Мария Миронова в роли Веры Смолиной. «Садовое кольцо». Реж. Алексей Смирнов. 2018

У меня на кухне — большой стол, а напротив стоит телевизор. Иногда я его включаю вечером, когда сажусь работать с документами. Работаю и «смотрю» кино ушами: интонации, паузы, их характер говорят мне очень многое — это элементарный профессиональный опыт. И вот я слушал и зацепился, стал смотреть. Сначала из-за Маши Мироновой, которая открылась для меня здесь как просто выдающаяся актриса. Меня поразили эти вспышки контрастных состояний, последовательное понимание того, что она делает — свои сцены она действительно проживала. Режиссер давал ей играть, была возможность не сокращать, и это очень деликатно смонтировано.

В сериальном кино у актеров есть возможность развернуться, «прожить». Ведь длинное большое кино — это всегда сочетание протяженности во времени и художественного труда актеров. Многие сцены в этом фильме получились, потому что была возможность классического «проживания» от начала и до конца. Я слышал, что фильм подвергся критике, но основная ее причина, как мне кажется, в том, что помимо замечательной работы режиссера и актеров, есть еще очень средняя драматургия. Очень слабое с точки зрения содержания письмо. И все-таки, взявшись за этот сценарий, продюсер и режиссер победили, смогли подарить нам потрясающую работу коллег. Очевидно появление удивительного, нуждающегося в поддержке художественного результата.

«Садовое кольцо» — это колоссальный актерский результат. Актерский выбор сделан безошибочный, а это заслуга режиссера. Все женские персонажи сделаны на очень высоком уровне. Потрясающая Юлия Ауг в роли служанки. Сожалею, что мало смотрю, и не видел ее раньше на экране. Актриса шекспировского масштаба. Ее внутреннее ощущение роли масштабнее, чем скудный драматургический материал, который был ей предложен. В ней, как в Алисе Фрейндлих, масштаб личности значительно больше, чем требует ее зависимая профессия. Для актрисы это сущее наказание, конечно.

Юлия Ауг в роли Ларисы. «Садовое кольцо». Реж. Алексей Смирнов. 2018

Возможно, меня так впечатлило «Садовое кольцо» именно потому, что я много думаю об актерах. И эти серии заставили меня увидеть, что выросли актеры, готовые к большим задачам. Они подоспели, созрели. И нужно только, чтобы подоспели режиссеры. Режиссеры должны только почувствовать это, дать им масштабный материала. Мария Миронова показывает глубину опыта. Причем ей удалось самое главное, самое трудное — заставить свой человеческий опыт работать. Я люблю в актерах именно это качество — когда личности больше, чем навыков. Как жаль, что фильм пролежал два года. Как много потеряли актеры! Как опоздал сигнал этого качества. Оказывается, три года назад это Маша сыграла. А я сейчас думаю: «Что же она потом делала?» Видел ли я что-то, что она делала потом?

На мой взгляд женщины-актеры здесь практически во всем кладут на лопатки актеров-мужчин. Но замечателен Федор Лавров. В последней сцене, в машине — вся двусмысленность юридической профессии, служебной, следовательской, судебной — на его лице. Мы с Лавровым работали на «Отце и сыне». И ему тоже нужны масштабные роли. Он бы прекрасно работал с Достоевским, со всей большой классикой. Он, кстати, очень хороший партнер. И по «Садовому кольцу» это видно. А Маша Миронова может существовать в своей роли отдельно, уходя в себя, возвращаясь в персонажа, ведя поиски в шахте собственной жизни. Личности Мироновой этот фильм дал возможность проявиться, сыграть. Я давно ничего подобного не видел. Вот эта сцена, где она говорит сыну: «Ты убийца», — я прямо замер. Это вспышка, которая распространяется в обе стороны сюжета.

Федор Лавров в роли следователя Когтева. «Садовое кольцо». Реж. Алексей Смирнов. 2018

Финал слабый. И причину я вижу в том, что провалена линия сына. Актер по своей психофизике не на месте. Он играет только перекормленного рафинированного парня, и не больше. Это не интересно. Особенно он проигрывает рядом с Машей.

Я бы советовал Алексею Смирнову сейчас отобрать материал из этих 12 серий и сделать сжатое двухчасовое произведение, от которого сердце будет останавливаться. В процессе сжатия уйдут все ошибки, длинноты, расставятся акценты, уйдут все переизбытки сюжетных линий, продиктованные самим сериальным жанром.

Запись Любови Аркус

Сеанс68
Beat Weekend
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»