«Садовое кольцо»: Возможность «прожить»
Мария Миронова в роли Веры Смолиной. «Садовое кольцо». Реж. Алексей Смирнов. 2018
У меня на кухне — большой стол, а напротив стоит телевизор. Иногда я его включаю вечером, когда сажусь работать с документами. Работаю и «смотрю» кино ушами: интонации, паузы, их характер говорят мне очень многое — это элементарный профессиональный опыт. И вот я слушал и зацепился, стал смотреть. Сначала из-за Маши Мироновой, которая открылась для меня здесь как просто выдающаяся актриса. Меня поразили эти вспышки контрастных состояний, последовательное понимание того, что она делает — свои сцены она действительно проживала. Режиссер давал ей играть, была возможность не сокращать, и это очень деликатно смонтировано.
В сериальном кино у актеров есть возможность развернуться, «прожить». Ведь длинное большое кино — это всегда сочетание протяженности во времени и художественного труда актеров. Многие сцены в этом фильме получились, потому что была возможность классического «проживания» от начала и до конца. Я слышал, что фильм подвергся критике, но основная ее причина, как мне кажется, в том, что помимо замечательной работы режиссера и актеров, есть еще очень средняя драматургия. Очень слабое с точки зрения содержания письмо. И все-таки, взявшись за этот сценарий, продюсер и режиссер победили, смогли подарить нам потрясающую работу коллег. Очевидно появление удивительного, нуждающегося в поддержке художественного результата.
«Садовое кольцо» — это колоссальный актерский результат. Актерский выбор сделан безошибочный, а это заслуга режиссера. Все женские персонажи сделаны на очень высоком уровне. Потрясающая Юлия Ауг в роли служанки. Сожалею, что мало смотрю, и не видел ее раньше на экране. Актриса шекспировского масштаба. Ее внутреннее ощущение роли масштабнее, чем скудный драматургический материал, который был ей предложен. В ней, как в Алисе Фрейндлих, масштаб личности значительно больше, чем требует ее зависимая профессия. Для актрисы это сущее наказание, конечно.
Юлия Ауг в роли Ларисы. «Садовое кольцо». Реж. Алексей Смирнов. 2018
Возможно, меня так впечатлило «Садовое кольцо» именно потому, что я много думаю об актерах. И эти серии заставили меня увидеть, что выросли актеры, готовые к большим задачам. Они подоспели, созрели. И нужно только, чтобы подоспели режиссеры. Режиссеры должны только почувствовать это, дать им масштабный материала. Мария Миронова показывает глубину опыта. Причем ей удалось самое главное, самое трудное — заставить свой человеческий опыт работать. Я люблю в актерах именно это качество — когда личности больше, чем навыков. Как жаль, что фильм пролежал два года. Как много потеряли актеры! Как опоздал сигнал этого качества. Оказывается, три года назад это Маша сыграла. А я сейчас думаю: «Что же она потом делала?» Видел ли я что-то, что она делала потом?
На мой взгляд женщины-актеры здесь практически во всем кладут на лопатки актеров-мужчин. Но замечателен Федор Лавров. В последней сцене, в машине — вся двусмысленность юридической профессии, служебной, следовательской, судебной — на его лице. Мы с Лавровым работали на «Отце и сыне». И ему тоже нужны масштабные роли. Он бы прекрасно работал с Достоевским, со всей большой классикой. Он, кстати, очень хороший партнер. И по «Садовому кольцу» это видно. А Маша Миронова может существовать в своей роли отдельно, уходя в себя, возвращаясь в персонажа, ведя поиски в шахте собственной жизни. Личности Мироновой этот фильм дал возможность проявиться, сыграть. Я давно ничего подобного не видел. Вот эта сцена, где она говорит сыну: «Ты убийца», — я прямо замер. Это вспышка, которая распространяется в обе стороны сюжета.
Федор Лавров в роли следователя Когтева. «Садовое кольцо». Реж. Алексей Смирнов. 2018
Финал слабый. И причину я вижу в том, что провалена линия сына. Актер по своей психофизике не на месте. Он играет только перекормленного рафинированного парня, и не больше. Это не интересно. Особенно он проигрывает рядом с Машей.
Я бы советовал Алексею Смирнову сейчас отобрать материал из этих 12 серий и сделать сжатое двухчасовое произведение, от которого сердце будет останавливаться. В процессе сжатия уйдут все ошибки, длинноты, расставятся акценты, уйдут все переизбытки сюжетных линий, продиктованные самим сериальным жанром.
Запись Любови Аркус
Читайте также
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Альтернативная традиция — «Звуковой ландшафт»
-
«Когда возник Петербург, всё сложилось» — Дарья Грацевич и Карен Оганесян о «Черном облаке»
-
Страх съедает Сашу — Разговор с Александром Яценко
-
«Ковбой из Копенгагена» Николаса Виндинга Рефна — Wanna Fight?
-
Все (не) напрасно — «Королевство: Исход» Ларса фон Триера