хроника

Цифры и пленки — Искусственный интеллект в киноархивах

В Москве прошла Международная конференция по киноведению и архивному делу в области кино. Одна из важных тем — влияние современных технологий на киноархивистику. О том, чем нейросеть может быть полезна киноведам, рассказывает заместитель генерального директора Госфильмофонда России, заведущий киноархивом Ольга Деревянкина.

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни — от автомобилей с автопилотом до голосовых виртуальных помощников, — эти достижения переворачивают нашу взаимосвязь с окружающим миром. При наблюдении за неумолимым прогрессом, совершенно естественно задуматься о возможном применении цифровых технологий в различных областях, включая киноведение и киноархивистику. Например, можно ли использовать искусственный интеллект в деятельности архивов?

«Кто за стеной?». Реж. Семен Райтбурт. 1977

Реставрация фильмов кажется одной из наиболее очевидных областей, где искусственный интеллект мог бы оказаться весьма полезным. Благодаря машинному обучению и алгоритмам компьютерного зрения можно значительно ускорить и оптимизировать процесс удаления дефектов с изображения, таких как царапины, пятна, размытость и другие механические повреждения. Можно также восстанавливать цвет, контрастность и некоторые детали изображения. В результате, реставрационный процесс может быть значительно ускорен, а качество изображения — оптимизировано.

Важно сохранять баланс между автоматизацией процессов и экспертным знанием

Однако, несмотря на преимущества искусственного интеллекта, важно отметить, что его использование в реставрации фильмов требует тщательной кураторской работы и экспертного контроля. Некоторые киноархивисты справедливо выступают против автоматической обработки фильмов и фотографий, поскольку в таком случае неизбежны потери ценных деталей, исторических материалов, аутентичности. Внедрение новых технологий и искусственного интеллекта в деятельность любых архивов, несомненно, должно осуществляться с учетом традиций и опыта архивистов, а также с осознанием того, что окончательное решение всегда должно приниматься человеком. Важно сохранять баланс между автоматизацией процессов и экспертным знанием, которое есть у архивиста. Только тогда можно достичь оптимальных результатов и гарантировать сохранность ценных исторических материалов для будущих поколений.

«Кто за стеной?». Реж. Семен Райтбурт. 1977

Отдельный интерес для нас представляет технология распознавания лиц. Она уже применяется в смартфонах, системах видеонаблюдения, для обеспечения безопасности, автоматизации процессов и так далее. Причем благодаря определенным алгоритмам, лица считываются независимо от ракурса и освещенности.

Возможно, в совсем в недалеком будущем фильмы будут сниматься, опираясь на научные расчеты

В контексте киноархивистики, эта система может значительно ускорить процесс идентификации персоналий в кинохронике, фотографиях, художественных фильмах. А если в дополнение к ней использовать технологию распознавания речи, при которой компьютер анализирует акустические характеристики голоса человека, его интонации, ритм и другие особенности, можно было бы определить и идентифицировать конкретного человека. Мечта киноархивиста — укомплектовать картотеку с фильмографическими данными не только по всем ролям актера, но и определить его участие в дублировании картин, озвучивании анимационных фильмов и документальных лент. Несомненно, такие способы распознавания позволят более эффективно осуществлять процесс описания и каталогизации, серьезно упростят поиск в архиве, сэкономят время и ресурсы.

Еще один пример использования подобных технологий — созданная компанией Disney Research и Калифорнийским технологическим институтом система отслеживания выражения лица зрителей в кинотеатрах. Она предназначена для изучения реакции публики на экранное действие. Предполагается, что это позволит создателям фильмов более точно понимать реакцию аудитории и создавать более успешные фильмы. Наверняка это может помочь снизить риск коммерческих неудач и повысить успешность фильмов. Однако в таком случае необходимо понимать, что, возможно, в совсем в недалеком будущем фильмы будут сниматься, опираясь на научные расчеты, которые искусственно соответствуют ожиданиям публики, а не являются выражением авторского видения, что может привести к утрате оригинальности и инноваций в киноиндустрии.

«Тушите свет». Реж. Альфред Сентелл. 1923
К сожалению, на сегодняшний день большинство архивных коллекций по-прежнему не оцифрованы

Существенные трудности для архивистов представляет работа с расшифровкой рукописных материалов, таких как черновики, письма, дневниковые записи, и так далее. Разнообразие почерков и стилей написания требует особых усидчивости, внимания и умения анализировать. Тексты необходимо расшифровать перед тем, как эти ценные, часто довольно хрупкие документы могут быть исследованы и использованы. Это действительно серьезная трудность, с которой сталкиваются исследователи и архивисты. К нашему счастью, и для решения этой задачи специалисты уже разработали инновационные технологии, которые позволяют значительно ускорить процесс обработки архивных материалов и упростить доступ к ним для исследователей и общественности. Успешное распознавание рукописного текста (HTR) и оптическое распознавание символов (OCR) позволяют проводить поиск в огромных собраниях рукописей, расширяя коллекции первоисточников, с которыми сталкиваются исследователи.

Национальный архив Великобритании на базе своей коллекции оцифрованных рукописей использует онлайн-сервис Transkribus для автоматического распознавания рукописного текста и создания машинно-читаемого текста. Увы, довольно быстро стало очевидным, что технология автоматического транскрибирования не является идеальной и может допускать ошибки в распознавании текста — результаты работы программы необходимо проверять вручную.

«Кто за стеной?». Реж. Семен Райтбурт. 1977
Предмет хранения, реликвия, культурно значимый объект — Петр Багров о пленках и фильмах Предмет хранения, реликвия, культурно значимый объект — Петр Багров о пленках и фильмах

Новые технологии действительно представляют потенциал для применения в сфере архивов, библиотек, музеев, помогая обрабатывать документы и в целом ускорять рабочие процессы. Однако для использования этих инноваций необходимо, чтобы материалы, будь то бумажные документы или кинофильмы, были переведены в цифровой формат. К сожалению, на сегодняшний день большинство архивных коллекций по-прежнему не оцифрованы, что значительно ограничивает возможность применения новых инструментов. Но, несмотря на эти препятствия, важно продолжать развивать технологии и постепенно цифровизировать архивные коллекции, чтобы в будущем в полной мере воспользоваться преимуществами искусственного интеллекта в работе любых архивов.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: