18+
// Фестивали

Политех360: Наука как страшная сила

В Москве стартовал фестиваль Политех360, он посвящен научным идеям и технологическим открытиям. Его кинопрограмма подготовлена командой фестиваля Beat и сопровождается тематическими дискуссиями. Прогрессу всегда сопутствуют недоверие и ужас — мы решили рассказать о тех фильмах программы, которые рассматривают побочные эффекты развития технологий.

«Чистильщики»

Реж. Ханс Блок и Мориц Ризевик. 2018

 

Дональд Трамп с трибуны благодарит Твиттер за возможность стать президентом. Сенатор Марк Рубио спрашивает у топ-менеджера Фейсбук, могут ли жители, например, России видеть критику своей власти в соцсети. В это время сидящие в жмущих опенспейсах филиппинцы проводят день за днем в выборе между delete и ignore. Они — «чистильщики», которые работают на аутсорсе для Google и Facebook. В их обязанности входит оценка допустимости содержания пользовательских фотографий и видео: детская порнография, расчлененка, 25 000 публикаций на одного сотрудника в рабочую смену.

Немецкие режиссеры Ханс Блок и Мориц Ризевик сняли подлинный «триллер в Маниле» об изнаночной стороне работы соцсетей, которую не делегировать роботам — но в немалой степени это и кино о попытках правительства добиться подотчетности от корпораций, которые уже стали крупнее всякого государства. Есть ли сила, способная подчинить себе Фейсбук? Что сильнее, фабрика троллей или манильская фабрика санитаров леса? Спасут ли наши несчастные души добросовестные модераторы из Филиппин? Местами масштаб темы кружит голову молодым режиссерам, но в целом все свои повороты «Чистильщики» совершают небезосновательно.

 

«По лезвию ножа»

Реж. Кирби Дик. 2018

 

На экране представительный мужчина вещает из 1950-х годов о псевдоцелебных приборах, которые смотрятся как бытовая ретро-фантастика. «Производители этого устройства сообщают, что оно лечит Z-лучами. Но никаких Z-лучей не существует». Все эти пустышки, вовсе не всегда безвредные, появляются из-за того, что приборы как область медицины не регулируется так строго, как фармакология. На рынок эти новинки поступают без должных испытаний, вместо этого бюджеты уходят на агрессивный маркетинг.

Больше, чем полвека спустя проблема сохраняется — именно ей посвящен фильм «По лезвию ножа», который подтачивает оптимизм всякого, кто радуется новостям о чудодейственных имплантах, умных протезах и подобных новинках медицины. В реальности за всякой технической новинкой не обязана стоять инновация. Кобальтовые импланты, установленные десяти миллионам человек, со временем разлагаются; компьютерная томография ежегодно вызывает 50 тысяч раковых заболеваний в США; средства перманентной контрацепции оборачиваются сюжетами из хоррора.

 

«За изгибом»

Реж. Дэниэл Кларк. 2018

 

Все больше людей верят в то, что Земля плоская. Фильм Дэниэла Кларка пытается разобраться, почему? Ответ звучит немудрено: «Потому что мне с этого берега видно Сиэттл». Мы следуем за Марком Сарджентом, одним из главных идеологов веры в плоскую Землю, похожим на артиста Тима Роббинса и убедительным, как Тони Роббинс. «Я ведь как понял, что Земля плоская? Узнал об этой теории и решил поднять ее на смех. А потом понял, что факты-то все против меня».

Разобравшись с «почему», «За изгибом» берется за вопрос «зачем»: вера в плоскую планету становится реакцией людей на жизнь в эпоху, где не осталось места большим открытиям. Поэтому Земля-шар — самая крупная государственная конспирация, в которую хочется поверить, ведь верить в непогрешимость длинных математических формул попросту скучно. Ничего скучного в «За изгибом» нет: дорогого стоит эпизод, когда Сарджент и его пламенная подруга отправляются в штаб-квартиру врага — музей NASA. И финал, когда адепты теории становятся жертвой собственного эксперимента.

 

«Правда о роботах-убийцах»

Реж. Максим Поздоровкин. 2018

 

В Германии робот на машиностроительном заводе раздавил человеческого коллегу о стену; сдерживающие механизмы не сработали. На хайвее автомобиль «Тесла» в режиме автопилота снес голову своему пассажиру, и продолжил гонять по трассе с трупом. Этого не было в их программах. Почему эти случаи стали возможны?

Кажется, мы дружно проморгали исторический момент, когда роботы начали расправлять людей. А Максим Поздоровкин (фильм о Трампе как русском чуде «Наш новый президент»), отличающийся нюхом на своевременный сюжет, уже сделал об этом кино. «Правда о роботах-убийцах» показывает масштабы, в которых роботы уже сегодня угнетают человека. В китайском центре распределения посылок немногочисленные оставшиеся сотрудницы обслуживают маленьких роботов, разносящих почту по лункам. Скоро они могут заменить поваров. Роботы на производствах стремительно дешевеют и за полгода окупают увольнение человека. Человек перестает быть экономически эффективной единицей — но других сценариев для него общество еще не разработало. К кому обратиться за спасением? Возможно, только к верующим в плоскую Землю — эти уже давно разочарованы в прогрессе.

Клуб
Subscribe2018
Канны
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2019 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»