Одна за всех — «Энола Холмс» в поиске себя
Одна из недооцененных премьер осени на Netflix — новая интерпретация старинных историй Конан Дойла и его героев — «Энола Холмс». Арина Раннева в своем первом тексте для «Сеанса» рассказывает о внезапно появившейся сестре Шерлока Холмса и ее диалоге со зрителем.
«Есть идеи, Ватсон?» — с таким риторическим вопросом обычно обращается Шерлок Холмс к своему напарнику в рассказах Артура Конан Дойла. Дать дельный ответ знаменитому сыщику доктор, разумеется, не может, но это от него и не требуется. Следуя повсюду за Холмсом, доктор не влияет на ход расследования, а только выступает в роли пассивного наблюдателя, свидетеля блистательных размышлений. Ватсон — «это vox populi», персонаж, представляющий среднего читателя1. В отличие от своего брата, Энола Холмс — героиня нового фильма Netflix по роману Нэнси Спрингер о младшей сестре Шерлока — не нуждается в герое-посреднике для общения со зрителем. С самого начала она ломает «четвертую стену» и ведет постоянный диалог с сидящими по ту сторону экрана. А значит, роль Ватсона может исполнить каждый из нас.
1 Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты — Тема — Приемы —Текст. Сборник статей. М., 1996. С. 104.
Вместе с «четвертой стеной» в «Эноле Холмс» разрушается и каноническая схема, по которой строятся рассказы Конан Дойла. На протяжении фильма героиня успевает побывать сразу во всех возможных в классическом детективе ролях. Она — клиент, обращающийся к знаменитому брату за помощью в поисках матери. Она — детектив, ведущий собственное расследование политического заговора. Она же, сбежав от брата-мизантропа Майкрофта, становится «преступницей» в бегах и объектом розыска. Сопровождая героиню в ее приключениях, мы видим мир Шерлока Холмса со всех сторон, и с женской перспективы он оказывается не таким уж безупречным.
Ее инаковость, чуждость обществу задана в самом имени: Enola — перевернутое alone.
Рассказы Конан Дойла — воплощение викторианской жизненной философии, построенной на дихотомии порядка и хаоса. Любовь к правилам, вера в науку и цивилизацию в ней парадоксально соединяются с верой в потаенное и мистическое, то, на что нужно пролить свет разума. Этим и занимается Шерлок Холмс, сужая область хаоса и иррационального и насаждая свой понятный порядок. В этой двойственной реальности авантюрность гармонично сочетается с домашним уютом и комфортом, а опасные приключения не нарушают привычный уклад жизни двух холостяков с неизменными английскими завтраками и вечерними беседами у камина.
«Энола Холмс» показывает обратную сторону викторианского порядка, основанного, среди прочего, на строгом разделении мужского и женского. В новой интерпретации Шерлок Холмс — традиционно герой-маргинал, одержимый своими расследованиями — оказывается в положении привилегированного джентльмена, вполне довольного существующим мироустройством. Но порядок, обеспечивающий комфорт для одних, сковывает других, в первую очередь женщин, а в более широком смысле — всех, кто не укладывается в общепринятые рамки. Движение суфражисток еще впереди, но первый политический шаг на пути к переменам — избирательная реформа — становится лакмусовой бумажкой для героев. За нее сражаются положительные и прогрессивные, а от них с остервенением обороняются представители старого мира. В борьбе за перемены Шерлок, хотя и симпатизирует новым идеям, предпочитает держаться в стороне. «Просто ты не хочешь менять мир, в котором так хорошо устроился» — упрекают его. Действительно, чтобы перевернуть привычный уклад жизни нужен принципиально новый герой, а точнее героиня.
Расследование она воспринимает не как авантюрное приключение, а как миссию.
Энола — уникум, результат эксперимента матери-феминистки. Выросшая вдали от «цивилизованного» общества и его устоев, она получила воспитание, подходящее скорее для джентльмена, чем для юной леди. Никакого вышивания, вместо него — естественные науки, литература, спорт и даже рукопашная борьба. Ее инаковость, чуждость обществу задана в самом имени: Enola — перевернутое alone. Впервые это имя появляется задолго до Нэнси Спрингер — в популярном в конце XIX века американском романе «Энола или ее роковая ошибка», косвенно давшем название первому самолету-бомбардировщику над Хиросимой.
Меняет Энола не только свой, но и наш мир, предлагая юным зрителям, и в первую очередь зрительницам, альтернативу классическому сюжету о знаменитом сыщике. Если в детском анимационном кино давно появились новые сказки и новые принцессы — Мулан, Эльза и Мерида из «Храброй сердцем», то у возрастной группы постарше теперь есть своя героиня, которая берет судьбу в собственные руки, не ждет спасения и помощи со стороны, а, наоборот, спасает всех вокруг.
Главное дело, которое должна решить героиня, заключается в поиске самой себя.
Способность справляться в одиночку — оружие Энолы и ее главный талант, который дает не только свободу, но и возможность помогать другим. В классических рассказах о Шерлоке Холмсе детектив выступает в роли защитника, предоставляющего убежище обыкновенным людям. В то же время Холмс почти не жертвует ради них собственным комфортом, а альтруистические мотивировки обычно находятся на втором плане, на первом — любопытство, интерес расследователя, любовь к интеллектуальным упражнениям. Для Энолы все с точностью наоборот. Она сознательно принимает на себя роль защитницы, откладывая собственные поиски, и бросается спасать юного виконта Тьюксбери от наемного убийцы. Расследование она воспринимает не как авантюрное приключение, а как миссию: «Почему же я чувствую себя в ответе за виконта Тьюксбери? Потому что он в опасности, и он не может себе помочь. А я могу».
Показывая мир Холмса глазами женщины, Нэнси Спрингер, а вслед за ней и создатели фильма, воспроизводят модель, предложенную Вирджинией Вулф в эссе «Своя комната»: «…давайте вообразим, что у Шекспира была необычайно одаренная сестра — например, по имени Джудит»2. Согласно Вулф, Джудит Шекспир, в отличие от брата, не смогла бы получить образование, сбежала бы из дома от принудительного замужества, получила отказ в лондонском театре и, в конце концов, случайно забеременев, покончила бы с собой. Энола Холмс могла бы стать второй Джудит Шекспир. Талантливая сестра выдающегося брата, она также покидает дом, отказываясь следовать по «женскому» пути и становиться добропорядочной леди, женой и матерью. Но печальная судьба женщины в патриархальном обществе минует Энолу, потому что, в отличие от Джудит, она к этому обществу не принадлежит, а значит, и путь ее не предопределен его законами.
Поиски матери и спасение Тьюксбери — только вставные новеллы главной истории, потому и разрешаются они не столько благодаря детективным способностям Энолы, сколько сами собой. Главное дело, которое должна решить героиня, заключается в поиске самой себя. «Быть Холмс — значит найти свой путь», — обращается она в финальном монологе к зрителю-Ватсону. В финале, благодаря успешному расследованию, у нее появляются деньги и своя комната — все, что по завету Вирджинии Вулф должно быть у женщины, которая собирается писать, а если шире — достигнуть успеха. Энола — сама автор своей истории — и своей жизни.
2 Вулф В. Своя комната. М., 2019. С. 61.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо