«Дух» веет, где хочет
«Алмазный остров» / Diamond Island
Участник Недели критики Каннского фестиваля и теперь обладатель главного приза «Духа огня» снят совместными усилиями камбоджийских и французских кинематографистов в Камбодже. История простая, в «оттепельном» духе: простой деревенский парень Бора отправляется на заработки в Пномпень, где рабочие из провинции возводят фешенебельный район «Алмазный остров». Элитное жилье завтрашнего дня, утлые вагончики для строителей и мечты о чем-то большем не слишком занимают главного героя, сосредоточенно отсылающего маме 50 долларов в месяц, но однажды он встречает в столице своего старшего брата, когда-то сбежавшего из родного дома в поисках лучшей жизни и вот теперь, кажется, ее нашедшего.
Лучшее, что есть в «Острове», — феноменальная картинка: нежность, разбавленная неоновыми огнями и мерцающая юго-восточным колоритом. Фильм, если и ставит какие-то социальные вопросы, то нехотя и шепотом. Но в основном бесстыдно пялится по сторонам. Пока авторы наблюдают, «Алмазный остров» будет построен, главный герой вырастет, а счастье так и останется несбыточной мечтой.
«Дни Франции» / Jours de France
Два любовника внезапно расстаются, несмотря на запланированный выход в оперу. Один прыгает в машину и уезжает, куда глаза глядят. Другой справляется о партнере у общих знакомых, а устав ждать, обращается к поиску его геолокации в приложении Grindr.
«Дни Франции» — феерически красивое сентиментальное путешествие по южной Галлии под классическую музыку и ахи-вздохи («Счастливый народ! Ведь он живет в уверенности, что по крайней мере раз в неделю может отрешиться от всех своих забот»). От Стерна тут, пожалуй, прежде всего презабавный синтаксис диалогов и встреч — злоупотребление тире, многоточиями и кавычками. Но не только. Как и герой Стерна, сентиментальные любовники из фильма не доезжают до Италии, но оттолкнувшись от альпийской границы скользят к теплому морю и собственным воспоминаниям. Подробно о ленте писал из Венеции Алексей Гусев. Нам же стоит сказать, что на «Духе огня»эту французскую картину своим дипломом отметила Гильдия киноведов и кинокритиков.
«Зеленый, белый, зеленый» / Green, White, Green
Энергичный киноопыт из Нигерии, славной своими нолливудскими традициями, от которого, впрочем, не стоит ждать откровенного трэша. Фильм скорее мягко шутит над Нолливудом и стремится выглядеть на его фоне чем-то более респектабельным. Это кино снято молодым художником, родившимся в Нигерии, но учившимся в Нью-Йорке. Богема, а не африканский Ллойд Кауфман. В центре сюжета группа друзей, которые хотят сделать свой собственный фильм, и, соответственно, злоключения этих дебютантов. Картину представят режиссер Абба Макама и исполнитель главной роли. Будет возможность расспросить их о том, чем кроме среднегодовой температуры отличаются Нигерия и Россия.
«Спящая красавица» / Belle Dormant
Фарфоровая и хорошенькая, словно голова игрушечной балерины, экранизация классической сказки, время действия которой перенесено в самое начало XXI века. Принц выдуманной европейской монархии Литония играет на барабанах, курит как паровоз, а в перерывах мечтает сделать былью старинную сказку, которая гласит, что сто лет назад соседнее микро-королевство погрузила в сон злая фея (ее играет, между прочим, Ингрид Кавен). Помимо фасбиндеровской звезды в фильме задействованы Серж Бозон и Матье Амальрик. Снял сказку не слишком известный в России классик Адо Аррьета. Прочитать о нем можно во «французском» номере «Сеанса».
«Недолгая остановка» / Short Stay
Мамблкор с довольно-таки неприятными героями и как будто копеечным сюжетом, но недюжинным внутренним содержанием. Внезапно уехав в Польшу, один американский нерд пересдает другому свою комнату и одалживает работу (условно бесплатные экскурсии по Филадельфии), но потом возвращается на месяц раньше обещанного; Кто виноват? Что делать? Где спать?
«Недолгая остановка» снята на собственные средства киномехаником Линкольн-центра Тедом Фендтом. Жрец кинематографа, конечно, избрал для создания полнометражного дебюта 16-миллиметровую пленку, а на главные роли позвал друзей, которым даже имена не стал менять. Результат вышел очень достойный. Если вы не приняли tumblr-красоту последнего Джармуша, то Фендт, который, не стесняясь, вливает в свою картину едкого Солондза, для вас. Настоящий инди про насущные проблемы человечества.
«Трясина» / Paul
Головоломная картина португальца Марселу Феликса — испытание не только для зрителя, но и для киномеханика. Экран меняет форматы, звук уходит в рассинхрон и никак не хочет соответствовать картинке, которая то застывает в стоп-кадре, то вдруг бежит назад. В центре фильма кинопереводчица, которая смотрит один фильм и параллельно делает пометки, отвлекаясь иногда на другой. Герои в этом фильме говорят на каком-то неправильном языке (попробуйте угадать каком) и фланируют по красивейшим болотам (португальским!). Профессиональное сообщество, кажется, фильм не особенно оценило, а зря — у Феликса, который всерьез озабочен развитием киноязыка, есть чему поучиться.
«Завтра будет the same»
Единственная работа российского конкурса, попавшая в московские показы, сделана выпускником Школы Родченко Петром Ладеном. По постапокалиптической, заполненной мертвыми и обнаженными телами Москве бродят двое живых — мальчик и девочка — которые вот-вот встретятся, чтобы вдруг осознать, что не знают, каким им жить в этой пустыне реального. Зрелище опустевшей столицы умиротворяет и завораживает. Чтобы добиться такого от Москвы, нужно было постараться.
Читайте также
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Послание к человеку» — Что смотреть? Куда бежать?
-
Футурум-2024 на «Послании» — Опыты превращения в пыль
-
Денис Рузаев: «Неловко говорить, что в моей работе есть что-то сложное»
-
Дождь на станции Пупсянции — Пять мультфильмов «Окна в Европу»
-
Тост за бесконечность — «Филателия» Натальи Назаровой