Это норма — «Герой наших снов» Кристоффера Боргли
Новый фильм с Николасом Кейджем, чудаковатая сюрреалистическая драма «Герой наших снов», выходит в российский прокат под видом комедии. К чему стоит быть готовым и какие фильмы стоит пересмотреть, рассказывает Глеб Колондо.
Новая картина с Николасом Кейджем — всегда праздник. А празднования не стоит откладывать на потом. Давайте сразу: Кейдж — захватывающий артист и человек, в зубастой улыбке которого способны утонуть все.
Вот только этот робкий мужчина средних лет, которого мы видим в «Герое наших снов», совершенно не похож на звезду. Тем удивительнее, что в одночасье, по необъяснимой прихоти мироздания, он становится кумиром миллионов. Сперва это слава, скорее, со знаком «плюс», но вскоре фанатов сменяют хейтеры, а жизнь бедолаги превращается в кошмар. Делать нечего — приходится смириться, уйти с прежней работы и, чтобы хоть как-то свести концы с концами, выпустить книгу мемуаров.
Магии тесно в рамках фильма, и она вырывается наружу: предложенный в предыдущем абзаце логлайн подходит не только к «Герою наших снов», но и к франко-бельгийской драме «Суперстар» 2012 года. Мы не знаем, видел ли Кристоффер Боргли картину Ксавье Джанноли, но, конечно же, интереснее думать, что нет, ведь тогда получается, что существуют не только ремейки, цитирование и прочие виды родственной художественной связи, но и кино-двойники. Только не как у Джекилла и Хайда, а в хорошем (хотя и все равно загадочном) смысле.
Что «Суперстар», что «Герой…» — интересны, смотреть их можно хоть друг за другом, притом, что фабульные отличия не кажутся существенными. Завязки разве что разнятся: персонаж Кейджа, Пол Мэтьюс, ни с того ни с сего начинает возникать у всего человечества во снах, а герой Када Мерада, Мартин Казински, ни с того ни с сего обретает вирусную популярность в сети. А вот основной сюжет — те цепочки событий, которые запускаются в каждом случае — в значительной степени дублируют друг друга.
Даже внешне две «селебы» очень похожи: уставшее лицо, высокий лоб, борода, лысина, на которой со временем появятся «дизлайки» в виде ссадин и кровоподтеков. А еще оба не в восторге от «попсы» и не гонятся за легкими деньгами. Мэтьюсу, пока он на хайпе, предлагают рекламировать «Спрайт» — но он не любит «Спрайт». Казински в схожих обстоятельствах отказывается стать звездой реалити-шоу.
Так что, конечно, никакая это не комедия, как иногда пишут
Если не считать подобных фабульных нюансов, то единственное ключевое отличие — в отношении протагонистов к происходящему, продиктованному их потребностями. У Джанноли в фильме — скромный работяга, который хотел бы, чтобы всё в его жизни шло своим чередом, без фокусов. У Боргли — нарциссичный интеллигент, ученый и преподаватель, который радуется известности и надеется продвинуть с ее помощью свою книгу о муравьях.
История первого напоминает о трагических судьбах персонажей некоторых мемов, к примеру, о знакомом многим с середины нулевых свидетеле из Фрязино, чья жизнь, если верить материалу на сайте «Фрязино.инфо», разрушилась из-за славы, которую он не смог принять. Хороший, к слову, мог бы получиться на основе этого текста байопик, хоть и печальный.
Кажется, что у героя Кейджа всё сложится несколько оптимистичнее, но нет. Это без пяти минут античная трагедия. Еще в самом начале картины, узнав, что является в ночных грезах к большей части человечества, Пол переживает, что почти во всех сновидениях он фигурирует в качестве пассивного наблюдателя — сам-то он мыслит себя дерзким и действующим. И вдруг оказывается, что его новая знакомая, молодая и привлекательная Молли, спит и видит (в буквальном смысле), как они занимаются потрясающим сексом. Почему бы не попробовать в реальности? Сказано — сделано.
Стоило лишь помечтать об иной судьбе, как по нему, словно в какой-нибудь «Федре», шандарахнул злой рок
Вот только реальный Пол Мэтьюс мало похож на рокового соблазнителя: когда Молли лезет к нему в штаны, он громко пукает. Девушка относится к этому с пониманием и пробует приласкать еще раз. Тогда Пол махом извергает семя, а затем «газует» еще громче. Очень из-за всего этого огорчается и убегает без оглядки. Это всё важно.
Критик Жаннет Катсулис в рецензии для New York Times пишет об этой сцене так:
«Вид Пола со всклокоченной бородой, пытающегося воспроизвести эротический сон молодой женщины — по ее просьбе — может вызвать у вас желание выколоть себе глаза».
В этом замечании больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Похоже, сама вселенная «отменила» героя не потому, что он позволил себе непристойности (в конце концов, всё было по взаимному согласию), а потому что оказался недостаточно хорош собой. Как это можно — ходить на свидания с неаккуратной бородой и пукать во время предварительных ласок? Надеюсь, что каждый нормальный человек понимает: можно и еще как. Однако именно после этой сцены Пол из снов становится маньяком, почти как Фредди Крюгер, а жизнь настоящего Пола укатывается в тартарары.
Что-то в духе первой части «Американского пирога»: помните, все смеялись над Джимбо из-за того, что во время свидания с красоткой Надей он дважды испытал преждевременную эякуляцию? Но одно дело — глупые подростки, а другое, когда само альфасамцовое бытие говорит, что если ты плохой любовник, так и не человек вовсе.
Нам, зрителям, чем больше хорошего и странного, тем лучше
Конечно, нельзя исключать, что причина в другом: Пол женат, а значит произошедшее — своего рода наказание за адюльтер. Но в таком случае фильм превращается в воспитательную притчу, пропагандирующую институт брака, что еще страннее.
Нет, герой Кейджа не пример карикатурной бездуховности и «аморалки». Он обычный человек, которому стоило лишь чуточку помечтать об иной, не предназначенной для него судьбе, как по нему, словно в какой-нибудь «Федре», шандарахнул злой рок. Чтобы сидел себе тихо и не пукал.
Блюз шамана
Так что, конечно, никакая это не комедия, как иногда пишут. Хотя, если воспринимать большого актера Николаса Кейджа исключительно в качестве ожившего мема, то, наверное, будет смешно. Тут уж дело хозяйское.
Чуть не забыл. Нет ли у кого-нибудь случайно телефона Вуди Аллена? Если есть, позвоните ему, пожалуйста, и спросите, как он придумал своего Леопольдо из «Римских приключений». В мини-новелле из этого фильма герой, сыгранный Роберто Бениньи, без всякого повода становится известным, а затем, тоже без какой-либо причины выходит в тираж. Картина вышла в прокат в 2012 году, как и «Суперстар». Неужели Джанноли и Аллен — первые, кому приснился Пол Мэтьюс?
Но даже если окажется, что где-то тут замешан плагиат — так ну и что? Пусть об этих тонкостях беспокоятся юристы. А нам, зрителям, чем больше хорошего и странного, тем лучше. И вообще, как говорят сибирские панки, «долой авторские права — да здравствуют авторские обязанности», которые, конечно, прежде всего в том, чтобы всеми способами доносить до зрителей толковое искусство.
Или такой пример: кому в здравом уме придет в голову предъявлять великим «Соломенным енотам» за то, что мотив песни «Кто полюбит стегозавра» взят из «Крылатых качелей» Крылатова? Ведь гораздо полезнее будет включить любую из этих прекрасных композиций на полную громкость и, как следует, потанцевать. А там и приснится что-нибудь правильное.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо