When You’re Strange: Meditations in an Emergency


Кадр из фильма When You’re Strange (2009)

Велика вероятность, что этот фильм получился бы, даже если бы его снял не хороший режиссёр Том ДиЧилло («Джонни Замша», «Чокнутый», «Жизнь в забвении»), а клавишник The Doors Рэй Манзарек, его жена или кошка. Сложно представить, как можно испортить такой материал. Существует не так уж мало документальных фильмов про The Doors, многие завлекают публику «редкими архивными кадрами», но с When You’re Strange по этой части не может тягаться никто.

Никто и даже сам ДиЧилло не предполагал, что The Doors снимали так много, и что сохранилось такое количество плёнок, в том числе, частных: не только записи концертов, но и репетиций, интервью, попоек, ужинов, прогулок, пикников, перелётов. Что существуют съёмки тех времен, когда The Doors ещё не записали ни одного альбома и не сыграли ни одного концерта (молодой Моррисон в трусах катит на велосипеде по пляжу). Что The Doors вообще так часто снимали сами себя в самых разных обстоятельствах и что всё это столько лет лежало без дела.

В фильме действительно нет ни одного постановочного кадра. Сам ДиЧилло, наученный опытом первых показов, на встречах с публикой заставляет зал повторять вслух: «В этом фильме нет актёров, все съёмки подлинные». Это вроде бы подразумевается само собой, и всё же первым кадрам фильма не верит почти никто: на них бородатый человек, похожий на Моррисона, едет по пустыне в «мустанге», вопит, кривляется в камеру — и выглядит всё это так, словно снято вчера. На показе в Санденсе один из важных дистрибьюторов в бешенстве вышел из зала, решив, что над ним издеваются; позже ДиЧилло растерянно запишет у себя в блоге: «Никто, ни один человек не верит, что это настоящий Моррисон». Тем не менее, это и правда он. Это кадры из редкого фильма HWY: An American Pastoral, который снимал сам Моррисон в 1969-м году, и который не видел практически никто. ДиЧилло нашёл оператора картины, выманил у него сохранившиеся оригиналы (Моррисон снимал на дорогую тридцати пяти миллиметровую плёнку), но из уважения к Моррисону-режиссёру взял только те дубли, которые не вошли в фильм.

Кадр из фильма When Youre Strange (2009)

Хотя сам ДиЧилло избегает сравнений с The Doors Оливера Стоуна, понятно, что снял он именно анти-стоуновский фильм. Это нарочито сдержанный, избегающий обобщений, очень осторожный взгляд на «священное чудовище». ДиЧилло не столько стремится развенчать мифологического героя, сколько предельно спокойно предлагает ознакомиться с его паспортными данными, посмотреть на его фотографии разных лет, узнать, что у него тоже была бабушка, и убедиться, что патентованный безумец был не так уж безумен и что он не бросался на незнакомцев с разговорами об индейском шаманизме. Ну да, он пил — а кто не пьёт?

Всю мистику ДиЧилло подчёркнуто игнорирует, как игнорирует он и богатую тему обстоятельств смерти Моррисона («Он лёг в ванну и умер»). Был невероятно талантливый поэт, у него были проблемы с алкоголем, алкоголизм — это болезнь, она не довела его до добра, вот и всё. И тут важно понимать, что это не только взгляд самого ДиЧилло — неглупого и неравнодушного к The Doors человека. Это, прежде всего, взгляд самой группы, все участники которой долгое время общались с режиссёром и поддерживали его начинание. Их интерес, в общем, понятен: Рэй Манзарек после премьеры фильма отвёл ДиЧилло в сторону со словами: «Спасибо, что рассказали миру: Light My Fire написал я». Но всё же стоит отметить, что записывавшиеся с Моррисоном музыканты считали его не проклятым поэтом или инкарнацией индейского божества, а своим близким другом и совершенно вменяемым человеком, которого иногда заносило и, в конце концов, занесло очень сильно.

Кадр из фильма When You’re Strange (2009)

Любопытно, что в Америке этот взгляд оказался совершенно не востребованным. When You’re Strange нигде не рекламировался, вышел в чрезвычайно ограниченный прокат (на всю Америку напечатали восемь копий) и, по большому счёту, провалился, хотя и оказался непостижимым образом номинирован на Grammy (фактически как длинный видеоклип) и Emmy (по совсем уж смехотворному поводу). Пиетета по отношению к лидеру The Doors не испытывает, кажется, никто. Даже в самых благожелательных рецензиях на фильм Моррисона называют «человеком, который ввёл моду на дрянные стихи и кожаные штаны», а рецензент The New York Times, напечатавший разгромный отзыв, предлагает считать Моррисона «нелепой мужской версией Мэрилин Монро, которая всё время надувает губки, извивается и морщится, глядя на собственное воображаемое отражение». Иными словами, мы дожили до того времени, когда и The Doors оказались big in Japan — то есть популярными не у себя на родине, а совсем в других странах. Например, во Франции, где фильм вышел на ста экранах и стал довольно заметным событием. И даже в России, где его всё-таки можно увидеть на большом экране. В данном случае размер действительно имеет значение: это не тот фильм, который имеет смысл качать из торрентов. The Doors была группой, что называется, bigger than life, и чем больше экран — тем больше эффект. Не пропустите.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: