Чтение

Свободные колебания — Директор школы в советском кино

В этом году исполнилось 100 лет с рождения классика нашей кинодраматургии Анатолия Гребнева. Публикуем текст Алисы Горулёвой об одной из важнейших его работ, «Дневнике директора школы», и роли директора в советском школьном фильме.

Для советского школьного кино фигура директора была если не уникальной, то по крайней мере не очевидной. Дисциплинарные баталии велись на рангах нижних: ученики возмущали порядок, а учителя, родители, пионервожатые, в зависимости от полюса их идеалов, либо помогали отстаивать свободы, либо усиленно закупоривали источники воздуха. Залпы споров редко долетали до верхов образовательной иерархии, а если директору и случалось выйти из своего кабинета, то, как правило, в ипостаси резонерской. Дело не столько в идеологической неприкосновенности, сколько в тематической ограниченности: голос директора вещает за всю школу — и избежать этой экстраполяции практически невозможно.

Но исключения были: от управленческой риторики обособлен герой, которому только открылась панорама школьной жизни, который только вступил в должность. В середине семидесятых годов в ленинградских учебных заведениях произошли две важные кадровые перестановки. Одна — в «Дневнике директора школы» Бориса Фрумина, другая — в «Ключе без права передачи» Динары Асановой. Фильмы вышли с разницей в один год, на одной киностудии. Первый снят по сценарию Анатолия Гребнева, второй — Георгия Полонского.

«Дневник директора школы». Реж. Борис Фрумин. 1975

«Дневник директора школы» начинается эмблематично — эпизодом кухонной суеты. Несколько взрослых друзей копошатся среди тарелок и кастрюль, что-то моют, чистят, режут. Главный герой, Борис Николаевич Свешников, в фартучке и с закатанными рукавами, между делом сообщает: «Вот, директором назначили». Другой, вспоминая свои учебные годы, после первой опрокинутой рюмки говорит: «А вообще, странно все-таки, что из нас что-то получилось». Нарочитая непринужденность этой хмурой фразы задает интонацию всему повествованию, которое, как подсказывает название, ведется от первого лица.

Это не учителя обособляют себя от учеников, а ученики давно обособились от них и от представлений об авторитетности

Борис Николаевич Свешников — интеллигент повышенной чувствительности и умеренного трагизма. Сыгравший его Олег Борисов через несколько десятилетий пронес особую модальность советского героя: о бесплодной суете повседневности ему всё известно, поэтому, набравшись тихого мужества, он продолжает вышагивать по главной улице с оркестром. С высоты новообретенной должности Борис Николаевич Свешников всматривается в выпускников-карьеристов, озлобленных родителей, малограмотных выпускниц педагогических вузов и ретроградных коллег. Он не отбивается от тщетности образовательного бытия многозначительными взглядами или долгими монологами: просто слегка утомленный перемещается между своей квартирой, педсоветами, школьными вечерами поэзии, посиделками с друзьями и другими светскими мероприятиями, на которые загонит мнимая необходимость.

Поднять голову и пробудить чувства получается только в классной комнате. Размышляя на уроке литературы о великих и об их заблуждениях, он призывает девятиклассников не зависеть от чужих мыслей и отстаивать собственное мнение. В духе романтического идеализма, склонность к которому ему будут ставить в укор коллеги, вместо сочинений Свешников задает им писать письма. В классе он проповедует либеральные ценности, а в учительской сталкивается с карательно-воспитательными практиками других педагогов. Их доктрина проста: слово — прерогатива учителя, возможность диалога с учеником отрицается. Но Борис Николаевич понимает то, о чем его коллеги пока не догадываются — это не учителя обособляют себя от учеников, а ученики давно обособились от них и от представлений об авторитетности.

«Дневник директора школы». Реж. Борис Фрумин. 1975

Поэтому девятиклассник Игорь Кольцов с такой непринужденностью начинает разговор там, где не предполагается двусторонней коммуникации: сообщает завучу, консервативной Валентине Федоровне, что не хочет идти на вечер поэзии, и обосновывает свою позицию. Шалость незначительная, но сразу заклейменная дерзостью. Эхом она разлетается по всему фильму — беседами ученика с Борисом Николаевичем, разбирательством на уроке, разговорами с отцом Кольцова, непримиримыми спорами в учительской. Но во всех конфронтациях внимание приковано не к Кольцову, а к Свешникову, который болезненно переживает звучащие в адрес школьника обвинения. Игорь Кольцов — способный, рассудительный и гордый. Он делает успехи в физике и играет в шахматы — их они обсуждают с Борисом Николаевичем, случайно встретившись в трамвае. Потом, дома, в перерывах между семейными перепалками, сам Борис Николаевич разыграет партию с сыном. В Кольцове, с которого Валентина Фёдоровна так упорно стремится сбить спесь, отчетливо явлены амбиции самого Свешникова — все нереализовавшееся и неслучившееся. «Я не хочу, чтобы его терзали», — говорит Борис Николаевич в защиту школьника. Потому что его, Свешникова, терзают беспрестанно.

То, что могло бы перерасти в магистральный конфликт школьного фильма, застывает в форме звонких речей, которые до учеников не долетают и едва ли могут на них повлиять. Бесцельность общеобразовательных диспутов Борис Николаевич осознает, поэтому не сопротивляется Валентине Федоровне. Наоборот, легко делает шаг навстречу: приезжает к ней домой, сидит и слушает, потому что сильнее, чем идеологическая непримиримость, только сочувствие. И к своей коллеге, и к самому себе.

Дневник директора может быть и личный, но окружающие упорно норовят поставить свою оценку на полях
«Дневник директора школы». Реж. Борис Фрумин. 1975

С Валентиной Федоровной они отправляются на свадьбу к бывшей ученице и сидят вместе за столом, два неприкаянных законсервированных педагога. Невеста пробирается через ряды гостей, пытается что-то сказать Борису Николаевичу, но царящая в воздухе светскость устанавливает рамки беседы. Диалог, которому так упорно учит школьников Свешников, выходит странный: «А как ученики, все балуются?» — «Ученики балуются». Схожими риторическими конструкциями отбивается Борис Николаевич и от коллег — став свидетелем напряженного спора директора и учительницы, молодая преподавательница английского ласково говорит ему: «Вы не огорчайтесь!». «Хорошо, не буду», — отвечает Свешников. Легкая ухмылка, занавес. Даже с другом не удается выйти за рамки этих простых речевых оборотов. Окидывая взглядом панельный район, в котором живет Свешников, он спрашивает: «Ну воздух-то чистый?» Ответ: «Воздух чистый».

Учителя и родители оскорбляются, обижаются, злятся, пока юные уникумы искусно парируют

Воздуха почти нет — нужные вопросы Борису Николаевичу не задают, приходится размышлять самому — невпопад, не к месту, не вовремя. За ужином в ресторане он обращается к товарищу: «Как их вырастить, чтобы они могли защищать добро и противостоять злу?» Вопрос этот собьется неловкой беседой, заестся ужином, захлопнется дверью уезжающей машины. В монологах его тоже не выведешь: дневник директора может быть и личный, но окружающие упорно норовят поставить свою оценку на полях. То жена с издевкой назовет его слишком добрым; то коллега упрекнет в мягкотелости; то вдруг из окна отъезжающего такси как-то неловко-одобрительно крикнет друг: «Ты молодец, молодец»; то сын спросит: «И на это ты ухлопал свою жизнь?».

«Переступи порог». Реж. Ричард Викторов. 1970

В фильме Ричарда Викторова «Переступи порог», тоже снятом по сценарию Анатолия Гребнева, заносчивый старшеклассник заявляет своему преподавателю: «Вы ведь когда поступали в университет, наверное, строили какие-то планы. Вы ведь не думали, что будете в школе. Вряд ли это ваше призвание — быть завучем и преподавать школьный курс физики». История выпускного класса рассказана с точки зрения школьников, пропасть между ними и учителями очевидна, а цинизм по отношению к образовательному процессу непреодолим. В «Дневнике директора школы» этот цинизм сглаживается. До понедельник Свешников научился доживать давно: тоску заглушает школьный звонок, который неизменно направляет его к ученикам. Борис Николаевич точно знает, что не планировал быть учителем, но так же точно знает, что находится на своем месте. «Человек, однажды почувствовавший себя учителем, сделал свой выбор на всю жизнь» — декламирует Борис Николаевич в финале фильма. Он чувствует себя именно педагогом, директором — меньше. Но этот зазор оставляет пространство для маневра: там, где работают строгие предписания и требуется решительность руководителя, Свешников готов быть наивным, вопрошать и не получать ответа.

Для зрителя 10Б — утопия, для учителей — угроза, для директора — загадка

Кириллу Алексеевичу из «Ключа без права передачи» ответы нужны четкие и незамедлительные. Отсутствие педагогического опыта он компенсирует военной сноровкой: в кадре за учительскую кафедру ни разу не встает, зато проводит краткий инструктаж во время занятия кружка автолюбителей. «Автодело я рассматриваю как часть общетехнической подготовки для будущих защитников родины», — выводит директор, пока два школьника рядом размышляют о вершинах музыкального опыта.

Чтобы привнести конкретику во все неясное, Кирилл Алексеевич отправляется натаптывать знание по кабинетам, открытым урокам, библиотекам. Набирает толстенные тома по педагогике и садится штудировать. Стопку книг скептически осматривает учительница русского языка и литературы Марина Максимовна. В ответ на вопрос «Посоветуйте, с чего начать?», она вытаскивает тоненькое издание Януша Корчака «Как любить детей». Этот жест — ее персональная манифестация.

«Ключ без права передачи». Реж. Динара Асанова. 1976

10Б Марины Максимовны — камень преткновения, вставший на светлом пути образовательного процесса. Собранные как на подбор страстные и талантливые, эти подростки давно переросли поучающих их взрослых. Но сами взрослые в поведении школьников видят лишь симптоматику подросткового хулиганства. Поэтому любой контакт чреват конфликтом: учителя и родители оскорбляются, обижаются, злятся, пока юные уникумы искусно парируют. Преподавательница химии Эмма Павловна недовольна познаниями ученика, игнорирует его присутствие во время урока, а когда тот пытается высказаться, затыкает: «А тебя у меня нет». «Субъективный идеализм. Как же меня нет, если вот он я стою?» — простодушно отвечает школьник.

Задача директора — попытаться удержать этот шаткий мир

Все разногласия внутри класса только придают коллективу витальности, это идиллия с допустимыми сейсмическими активностям. Для зрителя 10Б — утопия, для учителей — угроза, для директора — загадка. Приблизиться к ней, казалось бы, легче всего через Сашу Майданова — героя, действующего с позиции белой вороны. Он вступает в непродуктивную полемику с одноклассниками и преподавателями, провоцирует окружающих, нарушает дисциплину. Но эта подвижность незначительная и светлая, а главное — неизменно возвращающая его в строй товарищей, и поэтому тоже входящая в разряд прекрасного. Единство 10Б можно оставить за скобками, это — константа.

Если прерогатива Саши Майданова — легкий бунт, то Марина Максимовна отвечает за активное сопротивление. Елена Проклова, сыгравшая преподавательницу, за свою актерскую карьеру пережила на экране все стадии взросления: пройдя детскую тревожность в «Звонят, откройте дверь» и подростковую турбулентность в «Переходном возрасте», она оказалась в учительском кресле в «Ключе без права передачи». Энергия неповиновения ей органична, поэтому в радикальном настроении Марины Максимовны легко считать не только прозорливость молодости, но и максимализм юношества. Вокруг нее пространство наэлектризовано сильнее, чем вокруг любого проблемного подростка. Чтобы ее ученики могли свободно размышлять, спорить, проявлять себя, Марина Максимовна выстроила с ними особые доверительные отношения, стала для них не просто педагогом, но и другом. Такая профессиональная методика — повод для критики учителей и обвинений родителей. От них Марина Максимовна отбивается резкими пассажами, в которых больше нападения, чем защиты. Категорична она по отношению ко всем без исключения, хотя преподавательская среда совсем неоднородна. Во время банкета в честь нового директора в пучине едких реплик опытный педагог голосом Зиновия Гердта пытается примирить всех простыми и мудрыми истинами о тяжелой доле учителя. За ними Марина Максимовна видит лишь акт смирения, идти на компромиссы — ни с собой, ни с другими — она не хочет. Взгляд Кирилла Алексеевича прикован к ней не потому, что она посягает на школьные иерархии, но потому что ее нигилизм кричит о скрытой слабости.

«Ключ без права передачи». Реж. Динара Асанова. 1976

Возведенное Мариной Максимовной содружество с 10Б дает трещину. Во время дачных посиделок подростки записывают звуковое письмо потомкам. Вооружившись магнитофоном, один из них провоцирует присутствующих на размышления: «Кем ты хочешь быть?» — «Чего ты хочешь?» — «А ты себе нравишься?». Марине Максимовне достается вопрос посложнее: «Эмма Павловна — хороший учитель?» Приходится реагировать и, чтобы не потерять доверие учеников, отвечать. Ее слова зафиксированы на магнитной пленке. Неловкий и неуместный, этот вопрос моментально снимает иллюзии: дружба Марины Максимовны и ее учеников уязвима, потому что выстроена на фундаменте школьной субординации. А значит — всегда находится под прицелом участников образовательного процесса. По линии этого прицела магнитофон отправляется путешествовать из рук в руки: вокруг него суетятся родители, учителя, школьники.

В школе, где сам директор не знает, как быть директором, траектория знания приобретает особый характер

Для Кирилла Алексеевича магнитофон — это прямой призыв к действию. Большую часть фильма он занимает позицию пассивного наблюдателя и бережно накапливает и изучает долетающие до него голоса школьной среды: будь то учительские пререкания, подростковые размышления или старательное детское пение. Его Кирилл Алексеевич слышит сидя на корточках рядом с двумя младшеклассниками, которых, судя по всему, выгнали с урока музыки. Увидев двух мальчишек во время своего обхода по коридорам школы, он остановился рядом с ними. Совсем неслышно, что Кирилл Алексеевич говорит детям, он просто топчется рядышком — скорее из любопытства, из живого стремления к соучастию. Маленький эпизод, который как будто кто-то случайно подглядел. В этой органике трепетного присутствия он объявляется на пороге у Марины Максимовны. Кладет перед ней магнитофон и, после положенной проповеди о профессиональной этике, стирает запись. Вместо нее предлагает свои слова: он говорит робко и сбивчиво, не наставляет, но лишь выражает тревогу. Слова Кирилла Алексеевича не помогают ничего исправить, но замирают в воздухе желанием приблизиться, понять, помочь.

На даче, завершив опросник и отложив в сторону магнитофон, подростки сразу же хватаются за гитару: «А давайте нашу!». Неловкий скрежет беседы и блаженное содружество гитар идут бок о бок, в этом хоровом пении нет никакой приторности, наоборот — неартикулируемый и непреодолимый разрыв. Чтобы учить подростков быть свободными, Марине Максимовне надо постоянно совершать усилие, помнить о субординации, а значит принять неизбежную хрупкость содружества. Песня прозвучит в финале, еще раз, уже со схваченным в ней диссонансом. Кирилл Алексеевич выходит от Марины Максимовны, караулящие у подъезда десятиклассники делают вид, что не замечают его, а Кирилл Алексеевич подыгрывает им. Но происходит сбой: машина не заводится, директор не может тронуться с места. Приходится проломить стену и, под знакомый мотив, обратиться к школьникам за помощью: «Подтолкните, ребята». И они отзываются. Соучастие — аккуратное и терпеливое — единственная возможность поддержать этот мир, позволить ему существовать в его хрупкости и противоречивости. Этому научился Кирилл Алексеевич.

«Ключ без права передачи». Реж. Динара Асанова. 1976

Один из главных нарративов советского школьного кино связан с поиском истины, которая внутри общеобразовательной системы существовала в категории «знания». Не научно-прикладное, а морально-этическое, оно вырабатывалось детьми и подростками в классных комнатах и дворах, набивалось шишками в общении с одноклассниками, учителями и родителями. В школе, где сам директор не знает, как быть директором, траектория знания приобретает особый характер, она тревожит всю систему, привносит в нее стихийное раскрепощение взгляда. И Борис Николаевич, и Кирилл Алексеевич изучают школу на ощупь, действуют не по методичке, но руководствуясь собственным чувством, для которого дисциплинарные иерархии оказываются второстепенными. Поэтому неясное, мешающее, хрупкое обретает ценность, поэтому вся школа предстает в двойственности переживаний учеников и учителей.

Задача директора — попытаться удержать этот шаткий мир. Заглушая навязчивые голоса коллег, друзей, выпускников и членов собственной семьи, Свешников борется с подступающим бессилием, находит единственную спасительную опору: «Я верю в тебя, мой уважаемый 9Б», — произносит он в финале. В этой фразе совсем нет наивности, она рождена вопреки скепсису и отчаянию, которые репликами и обстоятельствами растекаются по фильму и эпохе. Провозглашенная торжественным закадровым голосом вера не достается благодаря радикальному действию или меткому слову, она — результат бескомпромиссного каждодневного усилия. Такое же усилие совершает и Кирилл Алексеевич, когда обращается к десятиклассникам, ломает дистанцию, просит их о помощи. Сомнение, горечь, растерянность, — то вместе, то поврозь, а то попеременно, — тревожат героев и систему, выводят из равновесия, а потом снова возвращают в строй — после совершенного усилия. Оно не обещает гармонию, не устанавливает порядок, но является необходимым условием для подвижности. Благодаря этой подвижности любое колебание может стать свободным.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: