Трансформация и право на выбор — Эдуард Оганесян о сериале «Чики»
На more. tv стартовал сериал о непростой судьбе четырех подруг, решивших завязать с безрадостной карьерой секс-работниц и открыть в маленьком южном городе собственный фитнес-клуб. Мы поговорили с автором проекта «Чики» Эдуардом Оганесяном о продюсерском влиянии, табуированных темах и поисках героев (а точнее, героинь) нашего времени.
Когда я посмотрел первые три серии «Чик», первым, что пришло на ум, понятно, были «Интердевочка» Петра Тодоровского и «Точка» Юрия Мороза. Можно сказать, что вы отталкивались от каких-то отечественных или, может, зарубежных фильмов?
Нет. Даже «Точку» до определенного момента я не видел. А ведь продюсер этого фильм Рубен Дишдишян стал одним из продюсеров и нашего сериала. Он мне и рассказал о «Точке». В общем, сценарий «Чик» рождался без каких-либо референсов. Все происходило само собой, в каком-то своем ключе.
На фильме «Дабл трабл» вы работали с Екатериной Волович и Марией Затуловской, запустившими до этого «Горько!» Жоры Крыжовникова. В «Чиках» вы уже сами по себе — и режиссер, и один из сценаристов, и креативный продюсер… Насколько генеральные продюсеры «НМГ Студио» и «Марс Медиа» повлияли на окончательный облик сериала?
Давайте начнем с «Дабл трабл». Это один из первых моих больших проектов. Мы делали его, когда я еще учился во ВГИКе. На этом проекте мы познакомились с Катей Волович и Машей Затуловской. К обеим у меня самое теплое отношение. Планировалось, что Катя как исполнительный продюсер будет вести и сериал, но, увы, из-за занятости она не смогла к нам присоединиться. Что касается продюсерского влияния со стороны «НМГ» или «Марса», то проблем в этом плане у меня не было. Думаю, что проект был уже настолько готов и разработан, что влиять было уже не на что. Прежде чем запуститься, мы сняли ролик под музыкальную композицию украинской певицы Луны, сделали общими усилиями с «Марс Медиа» пилот и только после отправились в большое плавание. Хотя был момент, когда у редакторского отдела more.tv закралось сомнение по поводу двух героинь. Я сомнений на их счет никаких не испытывал. Понадобилось время, чтобы мы все же полностью убедились, что все четыре героини точно найдены.
Мне было важно рассказать непростую, тяжелую историю, упаковав ее в красивую и яркую упаковку.
Актрис, исполнивших главные роли, вы уже держали в голове, когда работали над сценарием?
У сценария было несколько этапов написания. Начнем с того, что он достаточно давно жил у меня в голове, но на бумаге стал появляться чуть позже. Я довольно точно представлял характеры и привычки героинь. В дальнейшем искал актрис, похожих по характеру на моих персонажей. С Ирой Горбачевой мы познакомились на пробах другого проекта, на котором мы оба так и не поработали. Немного позже, вернувшись к сценарию, я понял, что Жанна имеет черты Иры. Мы созвонились, встретились, обсудили «Чик», и она сказала: «Это кайф!». В итоге некоторые черты Иры стали частью образа Жанны.
Примерно так же было и с остальными девушками. Например, Ира Носова — мой хороший друг, актриса из Новосибирского театра, которая в какой-то момент переехала в Москву, где мы с ней и познакомились. Многие черты характера Иры стали частью ее персонажа. К тому же Ира практически с самого начала написания сценария во многом мне помогала. С Варей Шмыковой в принципе никаких вопросов не было. Это было точное попадание в персонажа, живущего в моей голове. Разве что с актрисой на роль Марины я довольно долго не мог определиться. И Алена Михайлова появилась незадолго до начала съемок нашего пилота. Признаться, уже сидя в самолете, я все же был не до конца уверен в правильности выбора. Просто потому что мне важно было знать о человеке больше. Но это неуверенность вскоре пропала.
А в фильме Марии Агранович «Люби их всех» вы Алену Михайлову до этого не видели?
Если я правильно помню, на тот момент, когда мы делали музыкальный ролик, у фильма Маши шел монтажно-тонировочный период. Про Алену узнал благодаря своей знакомой, кастинг-директору Анне Теленовой, которая прислала мне ее визитку. Визитка показалась интересной. На тот момент Алена находилась в Перми, своем родном городе. Мы созвонились, все обговорили и решили попробовать. Через несколько дней мы уже снимали ролик, а через пару недель летели на съемки пилота.
У площадки останавливается машина и оттуда выходят люди с осетинскими пирогами, искренне извиняются за поступок того человека, зовут в гости.
На этапе кастинга вы не чувствовали какой-то предубежденности со стороны актрис?
Нет. Мне кажется, девчонки сразу понимали, что с точки зрения профессии это интереснейший опыт. Поднимался только вопрос занятости: нужно было свести рабочие графики.
Съемки «Чик» проходили в небольшом городе в Кабардино-Балкарии. Здорово, что в России кино все чаще снимают, отъехав от Москвы и Санкт-Петербурга. Почему вы выбрали именно город Прохладный?
История, которую мы рассказываем, невеселая. Сложная. Но я по своей природе не очень-то умею делать стопроцентную драму. Мне было важно рассказать непростую, тяжелую историю, упаковав ее в красивую и яркую упаковку. Можно было бы покрасить все в сепию и снять в каком-нибудь сером, заброшенном городе, посильнее надавив на болевые точки. Но так делать совсем не хотелось.
Юг — это тепло, это солнце. С точки зрения изобразительности в этом есть свои плюсы. Это несомненно работает на зрительское восприятие. Я сам из тех мест, мне близка эта эстетика, я знаю этих людей. Мне понятна эта глиняная пыль, эти пейзажи, эта многонациональная общность. Казалось, что в таком антураже история «Чик» будет смотреться детальнее и правильнее. Кино ведь состоит из деталей. Конечно, всегда сложно ехать в город, где никто никогда не снимал больших проектов. Это административный риск и даже подвиг, который совершила наша съемочная группа.
После обстрела на съемках не думали о том, чтобы сменить дислокацию?
Да, были такие мысли, но не сразу. Кинематографисты, если допустимо такое сравнение, чем-то похожи на бойцовских собак: закатывают глаза, челюсти не разжимают, пока не объявят конец смены. После той смены я приехал домой, сел и стал осознавать, что на самом деле произошло. В первую очередь мне было стыдно, ведь именно я привез группу в этот город. Помню, как задумался: «Там ведь боевые пули были». Окей, в людей он не попал, но никто ведь не отменял рикошет. Мне стало не по себе, хотелось сказать: «Собираемся, ребята, и уезжаем отсюда».
Но позже передумали?
Да. Мы довольно быстро втянулись в работу, все вновь завертелось. Просто не было времени думать об этом инциденте. Нам нужно было снимать. Но надо отметить, что уже на следующий день можно было наблюдать такую картину: у площадки останавливается машина и оттуда выходят люди с осетинскими пирогами, искренне извиняются за поступок того человека, зовут в гости. То пироги, то пицца, то цветы девочкам; у нас на площадке выступал казацкий ансамбль, дети танцевали кабардинскую кафу1. Я испытывал гордость за своих земляков. Съемочной группе после этого стало, конечно, как-то поспокойнее. Желтая пресса писала, что стрелявший называл себя патриотом и ругал наш сценарий, но все это ложь. Он был пьян и ничего не знал про наш сценарий, это обычная белая горячка. Он сказал лишь две вещи: «Вы мешаете спать, и я вас сейчас перестреляю».
1 Старинный кабардинский танец — прим. ред.
На что имеет право женщина? Абсолютно на все, на что имеет право мужчина.
В первых сериях одна из главных героинь говорит своему брату в исполнении Антона Лапенко «Неидеальная я, не умею зарабатывать по-другому». В сериале проституция — такая же профессия, как и любая другая, или все-таки следствие тяжелых обстоятельств, из-за которых девушки вышли на трассу?
Конечно, второй вариант — обстоятельства. Какая это профессия? Разве кто-то может хотеть такую профессию? Вы просто еще не посмотрели весь сериал. Это, конечно, не история про осуждение, но есть важный посыл… К сожалению, на монтаже пришлось вырезать маленькую сцену с героиней Ярославной, старым работником местной больницы, акушеркой. В этом эпизоде молодая работница на пункте провожает наших героинь взглядом и бросает вслед: «Как жили, то и заслужили», а Ярославна отвечает: «Не суди, да не судима будешь». Я очень хочу, чтобы это послание дошло до зрителя. Осуждение уже давно является глобальной проблемой нашего общества.
Другая острая линия — история маленького сына Ирины Горбачевой, который одевается в мамину одежду, красится и поет перед зеркалом. То ли подростковый фетишизм, или скрытое влечение мальчика то ли к другому полу, то ли к смене собственного пола… Тема у нас, можно сказать, табуированная, но вы все-таки об этом говорите.
Начиная писать сценарий, я спросил себя: «Как это будет происходить?». Ответ пришел сразу: «Максимально честно, иначе в этом нет смысла». В сериале затронуты темы, которые меня волнуют и интересуют. Как режиссеру мне интересен человек. Мне интересно его изучать. А как обычный гражданин своей страны автоматически отражаю какие-то вещи, происходящие вокруг. Мне кажется, что наше общество сейчас проходит трансформацию во многих смыслах, в том числе выходит на новый этап и понимание воспитания детей. У них больше свободы, возможностей для самоопределения. При этом во многом ощущается отсутствие меры. Одним детям не хватает внимания, другие наоборот страдают от чрезмерного давления.
И мы даже не знаем, как он выглядит — современный герой нашего времени. Но мне лично кажется, что это женщина.
Дети всегда тянутся к познанию чего-то нового, всегда что-то изучают. Я боюсь вам проспойлерить историю, но скажу, что в детстве многие мальчишки одеваются в мамину одежду, шляпы, кашне. Мама — это что-то святое, ее одежда, косметика, все, что ей принадлежит — нечто священное. И ребенок все это изучает. К тому же мальчикам интересен мир противоположного пола. Малопонятный и неизведанный мир.
Давайте от детей к взрослым перейдем. Ирина Горбачева заметно выделяется на фоне подруг. Ее героиня — сильная и независимая женщина, которая и выбраться из омута грязного притона смогла, и ребенка воспитывает самостоятельно, и в фитнес готова вложиться по полной программе. Можно ли сказать, что ее Жанна — стихийная феминистка?
Не могу сказать, что я закладывал это. Я люблю женщин априори. Я появился на свет благодаря женщине. Люблю ли я свою маму? Безумно. Люблю ли я женщин? Однозначно. На что имеет право женщина? Абсолютно на все, на что имеет право мужчина. Для меня это какие-то очевидные вещи. Эта история о праве на выбор. О преодолении страха сделать первый шаг. Нельзя отрицать, что за пределами мегаполисов жизнь течет и медленнее, и как-то иначе. Жанна привезла с собой из Москвы привкус свободы и независимости. И это не может не тронуть девчонок с такой непростой судьбой. Если вы видите в этой истории или героине прообраз феминистки, я, конечно, не против. Вы имеете на это полное право. Мне как мужчине интересны женщины, мне интересно погружаться в их внутренний мир.
В этом году в России много кино с сильной женской линией… Как вы считаете, почему?
Кино просто отражает то, что происходит вокруг. Сегодня женщины все чаще заявляют о своих правах. Происходят изменения в сознании, все это — наша реальность. Так или иначе она отражается в тех или иных проектах, это нормально. Я много размышляю о герое нашего времени. Есть такое мнение, что на смену Даниле Багрову из «Брата» Балабанова так никто и не пришел. И мы даже не знаем, как он выглядит — современный герой нашего времени. Но мне лично кажется, что это женщина. Я не знаю, какая она. В данном случае мои героини — «Чики».
Читайте также
-
Абсолютно живая картина — Наум Клейман о «Стачке»
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»