Канны

#Cannes2019 — Дарденны, Феррара, Ноэ

Добрался наконец до Гаспара Ноэ Lux Aeterna, позавчера все стояли на фильм часа полтора ночью под дождем, и кажется, так перевозбудились, что потеряли всякую адекватность. Какой же Ноэ все-таки трепло и позер. И на ближайшей дискотеке образованье получил. Совершенный кретин и, тем не менее, умница. Ангельский скромник. Ведь он легко мог растянуть свою ведьмическую свистопляску с цитатками из Дрейера, Бунюэля, Фасбиндера и Годара до полутора часов, и с потолка театра Люмьер валились бы бездыханные эпилептические критики, но нет — он сам себя бьет по рукам и ногам: на выходе 46 минут хронометража. В этом, собственно, и состоит диалектика Ноэ, который больше обещает, чем развращает. Более того, Lux Aeterna («Вечный свет»), как и всякая дьявольщина, носит в том числе и просветительский характер (в конце концов, именно свет нес и Люцифер): от самых маленьких он требует немедленного пересмотра картины Кристенсена «Ведьмы». Просвещение стробоскопом. Спасибо и на том.

С риском для жизни, с верхотуры люмьеровского балкона посмотрел новый фильм братьев Дарденн «Юный Ахмед». Бельгийские старички, кажется, вышли-таки в тираж. После детектива с Адель Энель (сомнительного) и остросюжетных метаний Марийон Котийар (напротив, очень хороших), они решили опроститься, погрязнуть в благодушии и надежде на лучшее. Фильм состоит из упрощений и обобщений. Полтора часа ангельского вида малыш Ахмед, занимавшийся кораном с неправильным имамом, ведет себя как очень-очень плохой мальчик (хорошо только руки моет): хамит маме, кричит на братьев-сестер, бросается с заточкой на учительницу и в итоге попадает на перевоспитание в центр для малолетних правонарушителей. Сельский труд, коровки, доброта девочки-атеистки и нежность психологов отнюдь не действуют на него отрезвляюще, а только разжигают ненависть к миру. Что делать с таким героем, режиссеры толком не знают. Нет у них методов для того, чтобы понять, что в нем к чему, и нам разъяснить. Отчаявшись найти какие-то драматургически оправданные возможности для исправления Ахмеда, Дарденны решают наслать на него божественное провидение. Сказочники.

Режиссер в завязке — любопытный феномен. Да и на летний Рим, который снят очень плотно, совершенно документально, смотреть интересно.

«Томмазо»: внеконкурсный Абель Феррара попросил Уиллема Дэфо сыграть, что называется, самого себя. Главный герой, режиссер Томмазо — американский итальянец. Он живёт в Риме с русской женой (собственно, жена Феррары) и воспитывает симпатичную девочку дошкольного возраста (собственно, дочь Феррары). Варит макароны, ходит в магазин, учит итальянский, качает ребенка на качелях, пишет сценарий про американца в Сибири, ежедневно посещает встречи анонимных алкоголиков, медитирует, преподает актерское мастерство молодежи. Периодически его клинит, и он размашисто фантазирует: то молодую жену с любовником представит, то себя с юной любовницей, то ещё что похлеще. В общем, вроде ничего особенного, но как-то всё по-домашнему. С высоким уровнем достоверности (если, конечно, не вглядываться в игру супруги Феррары, но она старается). Режиссер в завязке — любопытный феномен. Да и на летний Рим, который снят очень плотно, совершенно документально, смотреть интересно.

И немного про вечерний фильм главного конкурса — «Фрэнки» Айры Закса (если это вообще может быть интересно). Закса, конечно, будут вяло ругать, спрашивать с отчаяньем в голосе — как такое кино появилось в Каннах, но лично я провел одни из самых спокойных двух часов в жизни. Изабель Юппер, плавающая топлесс в бассейне и ползающая на коленках по цветущей роще в португальской Синтре, исполняет роль европейской суперзвезды — смотришь на нее и сердце радуется. А дополнительно: закаты, рассветы, океанская волна, неоправданные надежды, нерассказанная грусть и чуть слышное чавканье быта (суть фильма в том, что родственники звезды вздыхают о грядущем наследстве, которое отравляет им жизнь). Короче, ничего плохого не увидел, поспал. Ну, может, чуть вяло, но Мариса Томей прекрасна, и Брендон Глисон в белых штанах тоже… И смешной Грег Киннер мелькает на заднем плане в роли оператора второй съёмочной группы «Звездных войн».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: