Чтение
Эссе

Где мы ищем кино? — Письмо из России в «Кайе»

В конце февраля стало известно, что у Cahiers du cinéma сменились собственники. Предыдущая команда Стефана Делорма подготовила апрельский номер и ушла в отставку. Из-за эпидемии коронавируса и смены редакции майский номер не вышел. Новый главный редактор Маркос Узаль (вместе с Шарлоттой Гарсон и Фернандо Ганзо) представил июньский номер, который однозначно развеивает опасения о том, что Cahiers du cinéma откажется от своей синефильской природы и станет коммерческим изданием (с содержанием можно ознакомиться здесь). По просьбе Cahiers Борис Нелепо написал для журнала «Письмо из России».

«Нос, или заговор „не таких“». Реж. Андрей Хржановский. 2020

Слишком хорошо знакомые фотографии, от которых невозможно отвести взгляд, — снимки арестованных художников: Мейерхольд, Хармс, Мандельштам… Пока отъезжает камера, они превращаются в звёздное небо. Его рассекают самолёты, названные много лет спустя именами убитых. Из прошлого на них смотрит нарисованный Гоголь. В одном из самолетов летят те, кто олицетворяют современную российскую культуру: изгнанный из своего театра театральный режиссер Анатолий Васильев, основатель де-факто уничтоженного Музея кино Наум Клейман… Это сцена из фильма «Нос, или заговор „не таких“» классика анимации Андрея Хржановского, чья мировая премьера и пока что единственный публичный показ состоялись на фестивале в Роттердаме в программе Олафа Мёллера и Гервина Тамсма The Tyger Burns (название отсылает к стихотворению Уильяма Блейка «Тигр»).

«Нос, или заговор „не таких“». Реж. Андрей Хржановский. 2020
Андрей Хржановский: «Сделать этот фильм было нереально во всех отношениях» Андрей Хржановский: «Сделать этот фильм было нереально во всех отношениях»

В Роттердаме мы много спорили с друзьями. Мне кажется несправедливым, что анимационную экранизацию двух работ Дмитрия Шостаковича (оперы «Нос» и малоизвестного сатирического произведения «Антиформалистический раёк») отвергли многие фестивали. Мне возражали: кому может быть интересен за пределами России фильм, который так сильно завязан на определенные культурные коды? В этой же программе показали opus magnum только что скончавшегося эксцентричного мастера Нобухико Обаяси «Лабиринт кино». Да, не понимая контекста японского военного кино, его боли и умолчаний, я изрядно заблудился в этом лабиринте. И всё же мало я могу вспомнить сеансов столь же значимых и эмоциональных. Когда в фильме заключен целый мир, это невозможно не прочувствовать, пусть многое и не понимая… В Tyger Burns был показан и кинороман о пятидесятых годах в СССР Андрея Смирнова «Француз». Я считаю, что это один из самых красивых русских фильмов года, но это суждение вкуса. Впрочем, есть и объективный факт: это уникальный документ мышления того поколения интеллигенции, к которому принадлежит Смирнов, и мимо него нельзя пройти. От него отказались чуть ли не все прочие фестивали. Тем хуже для них.

Часто приходится слышать о том, что кино — это универсальный язык. Мне кажется, что нет более страшного заблуждения.
«Француз»: Сокровенный человек Андрея Смирнова «Француз»: Сокровенный человек Андрея Смирнова

Программа Tyger Burns вернула мне позабытое чувство открытия неизвестных континентов и режиссерских миров. Её замысел — показать новые работы режиссеров, уже состоявшихся во времена первого Роттердамского фестиваля, то есть дебютировавших в начале семидесятых. Среди них: Хосе Луис Гарси (возможно, лучший современный испанский режиссер), Карел Вачек, Ракель Шальфи, Ёдзи Ямада, Сергей Соловьев, Иван Кардосо. Иными словами, это пожилые авторы, а значит, они снимают, меньше всего думая о том, как угодить чужому вкусу, соответствовать политической или эстетической повестке. Неминуемо сквозным мотивом программы стало соотношение локального и универсального.

«Лабиринт кино». Реж. Нобухико Обаяси. 2019

Часто приходится слышать о том, что кино — это универсальный язык. Мне кажется, что нет более страшного заблуждения. Оно и привело нас к тому, каким однообразным стал фестивальный кинематограф последнего десятилетия: фотофильмы с закадровым голосом, целящееся в затылки ходящим людям медленное кино, лишенные связи с историей и временем порождения инкубаторов, питчингов и копродукций… Программа Тамсма и Мёллера — подлинный политический жест, обнажающий слепые пятна кинокультуры и синефилии.

В годы постоянного разговора о diversity (т.е. разнообразии) в кино мы почему-то оказались в мире однообразных фильмов.

Где мы ищем кино? Остался ли для него зритель? Это самые частые вопросы в разговоре об итогах только завершившегося десятилетия. Часто приходится слышать, что кино растеряло массового зрителя (возможно, не во Франции и не в Аргентине), стало узкоспециализированным видом искусства. Но так ли это на самом деле?

«Место преступления: Красная тень». Реж. Доминик Граф. 2017

На карантине я вернулся во вселенную моего любимого немецкого режиссера Доминика Графа. Одна из его радикальных работ — «Место преступления: Красная тень» (Tatort: Der rote Schatten, 2017). Это полнометражный фильм для идущего с 1970 года сериала «Место преступления». В упаковке развлекательного полицейского детектива скрыт трактат о наследии «Фракции Красной Армии». Это авторское кино. И по форме — язык Графа, его головокружительная техника монтажа узнаются с первых секунд, — и по содержанию. Это один из его радикальных уроков истории. По телевидению «Красную тень» посмотрели больше девяти миллионов зрителей, а на следующий день в прессе началась ожесточенная дискуссия о больных местах послевоенной истории страны. Меня завораживает эта история. В России кинематограф едва ли играет такое значение последние десятилетия. Я о таком читал только в учебниках по истории кино. То есть кинематограф сегодня всерьез может что-то значить в разговоре об истории и политике? Но чем представлено современное немецкое кино на фестивалях? Отстраненными синефильскими оммажами и отчуждающими опытами эллиптического нарратива.

Cahiers du cinéma, обложка июньского номера

Я полемически заостряю. Но в годы постоянного разговора о diversity (т.е. «разнообразии») в кино мы почему-то оказались в мире однообразных фильмов. Готовы ли мы показать очередной радикальный поэтический гибрид нашим родителям или они не выдержат и пяти минут? Когда-то страны отправляли на фестивали фильмы, как спортсменов отправляют на чемпионаты. Мне лично гораздо ближе идея кураторства. Но я сам возглавляю в Сибири кинофестиваль, по отношению к которому и ко мне лично справедлива вся критика этого письма. Должны ли быть фестивали заповедниками только одного типа кинематографа, превратившегося в маленькую индустрию? Глупо, конечно, их сейчас пинать. Как показывает COVID-19, с фестивалями, пусть сколь угодно несовершенными, мир все-таки гораздо прекраснее, чем без них. Да и самолет, пусть даже названный даже в честь Шостаковича, вряд ли взлетит в ближайшее время.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: