Рецензии

«Блокбастер»: Непрокатная версия

Василий Корецкий о том, что исчезло из фильма «Блокбастер», когда из него вырезали те самые 12 минут.

Сейчас модно наезжать на Минкульт (особенно в свете грядущего космического увеличения стоимости прокатных удостоверений), и в приветственной фестивальной речи минувшего «Кинотавра» президент Александр Роднянский с удовлетворением заметил, что девять из четырнадцати конкурсных картин сделаны без участия государства (инди-режиссером сегодня называет себя даже такой магнат, как Карен Шахназаров). Однако даже самые скандальные истории бодания Владимира Мединского с российскими режиссерами все-таки не знают таких случаев, когда по соображениям культуры из фильма было бы вырезано 12 минут принципиального материала, как это произошло с «Блокбастером» Романа Волобуева. Мотивы продюсеров неясны — прокатчик утверждает, что был готов работать и с режиссерской версией фильма, а сам Илья Стюарт решительно отказался от любых комментариев по этому вопросу (если бы так поступил министр культуры, воя было бы на полмира).

«Блокбастер». Реж. Роман Волобуев. 2017

Так что же сделал Волобуев? Во-первых, он отказался от общепринятой в российском арт-хаусе последних лет практики репрезентации героя нашего времени (в «Холодном фронте» она закончилась буквально ничем) и снял кино о… киногероях. Криминальные подружки (Устинова+Чиповская) и окружающий их мир усталых мужчин взят целиком из кинематографической реальности, с которой Волобуев, в силу своего кинокритического прошлого знаком гораздо лучше, чем с реальностью Электроуглей. Как искренне бы автор ни намеревался рассказать нам о российской и московской жизни, какими остроумными и точными деталями столичного быта ни украшал бы фильм, все равно его персонажи исторгнуты из мира образов, а не российской толпы. И не спроста в ОВД, где работает герой Цыганова, грустный детектив с суицидальными мыслями, портрет Мэттью Макконахи висит на стене рядом с портретом Путина. Собственно, такой синефильский постмодерн и выйдет в прокат.

Это пространство тех фильмов, на которых Волобуев вырос, место встречи линчевского мистицизма и сарказма братьев Коэн.
Кинотавр-2017: «Блокбастер» Романа Волобуева Кинотавр-2017: «Блокбастер» Романа Волобуева

Но жажда реальности, охватившая русское кино в последние десять лет, явилась не просто так. Смотреть на игры плоских комиксодиов не очень интересно, как ни крути, в кино мы хотим видеть человека. И здесь — это второй ход Волобуева, которым он ставит мат «новому реализму» 2010-х — «Блокбастер» снова преподносит нам сюрприз. Живой человек в фильме есть. Это сам Роман Волобуев, наш современник. Крайне формально, даже небрежно сведенный криминальный сюжет — это только фундамент, из которого вырастает еще одно измерение фильма — авторское, субъективное, метафизическое пространство, где живут и резвятся идефиксы автора, его личные пристрастия, акцентуации, страхи, наконец. Это пространство тех фильмов, на которых Волобуев вырос, место встречи линчевского мистицизма и сарказма братьев Коэн. Именно здесь (были) натянуты настоящие связки сюжета — сложные системы допельгангеров, объясняющие те места, которые в прокатной сборке выглядят странными: собирательный акцент героини Чиповской, реплику героя Мурзенко, называющей героиню Устиновой чикой из сериала (вообще-то она работает ведущей телешоу). Именно эти связи рассыпались при урезании параллельных магистралей сюжета. Исчез и шарж на госпожу Поклонскую — заметим, безо всякого давления государства, но бог с ними, с деталями — главное, из «Блокбастера» исчез автор и стоящий за ним массив мирового кино (легко узнаваемый любым заинтересованным зрителем), являвшийся именно в этих 12 минутах полета над плоскостью чистой диегезы.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: