Десять часов красивых глаз — К юбилею Александра Баширова
По случаю юбилея Александра Баширова Глеб Колондо решил взять на себя пионерское обязательство: целую неделю смотреть неочевидные фильмы с его участием. Не «Иглу» и не «Ассу», а, к примеру, допотопные комедии нулевых. В чем смысл? Доказать, что любая безделица, если в ней есть Баширов, заслуживает право на цифровую вечность. Заодно как следует отгулять 70-летие актера.
Понедельник — Баширов роняет подъемный кран

Отечественный мастер остросюжетного кино Станислав Мареев в каком-то смысле опередил свое время — задолго до возникновения культуры развлекательного кринжа он создал отечественный вариант «Неудержимых» Сильвестра Сталлоне. Правда, в смысле технического исполнения фильм напоминает скорее малобюджетные боевики «Суперхирург» Андрея Бадина и «Черный фраер» Глеба Михайлова. Но, может, так оно даже и лучше — рукодельная треш-лубочность ближе загадочной русской душе.
Как бы то ни было, «Русский спецназ» следовало бы изучать в киношколах в качестве компактной энциклопедии отечественной поп-культуры начала 2000-х. Заслуженный экранный гангстер Игорь Лифанов в дуэте с культуристом и шоуменом Владимиром «Динамитом» Турчинским борется с террористами, которыми командуют ведущий программы «Окна» Дмитрий «Задов» Нагиев и закутанный в плащ инквизитора Виктор Сухоруков. Добру с кулаками помогает сексапильная спецагентша Ирина Салтыкова, которая лихо рассекает на скутере по рекам и каналам Санкт-Петербурга и вместе с Сухоруковым придает картине особый «братский» привкус.
Терминатор и Иван-дурачок в одном флаконе
Для финальной битвы со злом в Петергофе дуэт крепышей переодевается в Петра I и Екатерину II — император-Лифанов лупит врагов отечества шпагой, а накачанная императрица палит в них из базуки. Нарисованные взрывы, комические драки в духе картин с Джекки Чаном и парочка второплановых недотеп в исполнении Андрея Федорцова и Семена Стругачева, которые добавляют фильму ноток «Убойной силы» и «Особенностей национальной охоты», — в общем, совершенно непонятно, почему «Русский спецназ» канул в Лету вместо того, чтобы развлекать россиян по центральному ТВ в каникулы и праздники наряду с комедиями Гайдая.

А что же Баширов? А он в первой части фильма с группой товарищей грабит магазин «Пятерочка», купаясь в океане продакт-плейсмента, вызывающего ностальгические воспоминания о «Ночном дозоре» Бекмамбетова и бутылкам «Пепси» по тридцать рублей за штуку. Будучи терминатором и Иваном-дурачком в одном флаконе, он хитроглазо строчит из дробовика, а затем к ужасу «Динамита» и компании роняет подъемный кран. Но не переживайте, никто не пострадал. Это Александр Николаевич только с виду суров, а на самом добрый и трогательный.
Вторник — Баширов просит фломастеры

Несмотря на то, что большинство интернет-сайтов считает «Смеситель» триллером, перед нами скорее черная-пречерная комедия абсурда, наблюдая за которой чувствуешь себя немного вуайеристом. Будто чужой сон подглядываешь. Интересно только, кому такое могло присниться?
Приходится дяденьке задумчиво курить, глядя куда-то в глубины вселенной
Начало: охотники шагают по зимнему лесу. Видят зверя. Стреляют. Склейка — черно-белые кадры с копошащимися сперматозоидами. Что бы это значило? А вот. Костя (Дмитрий Марьянов) возвращается с охоты домой и узнает, что его жену Лену (Елена Григорьева) изнасиловали. Тогда он хватает ружье и выносит с его помощью соседскую дверь, взламывает уборную и призывает к ответу сидящего на унитазе в окружении порнокартинок мужичка (Баширов). Однако сосед ни при чем, поскольку, по словам его герлфренд (Людмила Максакова), «и *** никого по-человечески не может, не то что изнасиловать».
Не теряя времени, «Джон Уик» едет к приятелю супруги, гламурному фотографу Глебу (Гоша Куценко) и без лишних слов задает трепку ему и его беременной компаньонше (Павел Деревянко), из-за чего та теряет ребенка. По итогам бойни выясняется, что и эта парочка к произошедшему отношения не имеет. И вообще, оказывается, что Лену никто не насиловал — это она просто «пошутила». Узнав об этом, муж одним ударом отправляет вторую половинку в травматологическое отделение.

Словом, мозг едва успевает разгребать события, которые сыплются с экрана, одно другого хлеще. И это только первая треть фильма прошла. В результате всех сновидческих безобразий персонаж Баширова сходит с ума и попадает психиатрическую клинику. Там он рисует карандашами картинки и жалобно просит у окружающих фломастеры, а те ему их обещают, обещают, но так и не дают. Приходится дяденьке задумчиво курить, глядя куда-то сквозь пространство, в глубины вселенной. Это уж Баширов ловко умеет — не отнять.
Среда — Баширов зашаманивает «толстяка»

Если братья Алейниковы, оторвавшись по полной, сняли «Трактористов 2», а Евгений Гинсбург отметил новый 1996-й год выходом «Карнавальной ночи 2» (не путать с «Карнавальной ночью 2» от Эльдара Рязанова, появившийся десять лет спустя), то кто же запретит сбацать сиквел (точнее ремейк) комедийной нетленки о приключениях заправщицы Людмилы «Добрыйвечер»? Возможно, так и рассуждала русско-украинская съемочная группа, решившая переместить хорошо знакомую героиню из солнечных шестидесятых в не менее солнечные 2000-е.
«Верните единственную радость»
Одна из фишек фильма, которому коллективный разум «Кинопоиска» не вполне заслуженно влепил кроваво-красные 1.7, заключается в очаровательно-безыскусной компьютерной графике. Эпизод знакомства Людмилы с финским байкером-романтиком Вилле Хаапасало сопровождает аэрошоу купидонов, которые кружат вокруг парочки, довольно покряхтывая. А осы, чьи живые сестрицы злодействовали еще в оригинале, начав подмигивать в камеру на вступительных титрах, не прекращают рисоваться до самого хэппиэнда.
Прибавьте к этому аншлаговских дел мастерицу Клару Новикову в роли Рогнеды Карповны и ди-джея Катасрофу в исполнении Сергея Роста, пришедшего на смену водителю «кинопередвижки» из первой части. И получится must see для всех любителей «плохого» кино. А в особенности для тех, кто сумеет оценить по достоинству саундтрек от групп «Грин Грэй» и «Ляпис Трубецкой».

Тем временем Баширов, взяв себе псевдоним Шаман, кружит по проселочным дорогам на розовом кабриолете. Бормоча что-то волшебное, он заколдовывает гаишника Александра Семчева, в то время известного по мемной рекламе пива «Толстяк» («Ты где был? — Пиво пил»). Бедняга теряет сверхспособность любить деньги больше жизни и спешит к знакомой колдунье — «верните единственную радость». Колдунья ловко жарит яйцо прямо на милицейской фуражке и предлагает гаишнику его съесть, что тот с аппетитом и проделывает. Но яичная магия не спасает Семчева от шаманства: гаишник становится хорошим парнем и раздаривает окружающим огромные свинки-копилки. А все потому, что Александр Николаевич — наш русский Дамблдор и Гэндальф в одном лице, и никакая яичница его не остановит.
Четверг — Баширов знает про секс

При создании образа гламурного москвича актер ограничивается легкими игривыми штришками
Вряд ли девятнадцать лет назад сценарист «Бумера» Денис Родимин, выдумывая молодежное комбо из «Американского пирога» и «Джорджа из джунглей», мог себе представить, что годы спустя его невинная фантазия на тему полового воспитания перестанет вписываться в нормы морали и нравственности, утвержденные в нашем отечестве. Хотя официально «Никто не знает про секс», кажется, не запрещали, но, если попробовать показать его сегодня даже по самому безвестному спутниковому телеканалу, можно схлопотать серьезное а-та-та.
Справедливости ради, тема нетрадиционностей, о которых теперь принято умалчивать, разрабатывается в фильме исключительно в виде нетолерантных анекдотов. Мол, смотрите, а эта тетенька-боксер в прошлом, оказывается, была дяденькой — ха-ха-ха, вот так прикол. И все же некоторые звучащие в кадре лозунги (как бы ни старалась массовка из охранников, уводя ратующих за свободную любовь граждан за кулисы) — это по современным меркам, как минимум, штраф.

А вот персонаж Баширова гусей не дразнит — при создании образа гламурного москвича средних лет актер ограничивается легкими игривыми штришками. Конечно, его Стасик, продюсирующий телешоу для озабоченных подростков, вдохновленное «Сексом с Анфисой Чеховой» — тот еще баловник. Но в то же время он предпочитает расслабляться, полеживая на диване с тогдашней «крашихой» VJ Авророй — тут уж, что называется, не придерешься. Такой вот он сложный и многогранный. И про секс, должно быть, знает все на свете — если хорошо попросить, может быть, даже расскажет.
Пятница — Баширов «чумовопятничает» и «любовьморковничает»

Фильмы про то, как потерявших общий язык людей в целях воспитания меняют телами, чаще всего оказываются успешными. Взять хоть «Чумовую пятницу» Марка Уотерса, которая в этом году получила неожиданный ремейк, хоть отечественную франшизу «Любовь-морковь».
Но порой безотказный сюжетный ход дает осечку. Так, в невозвратном 2007-м незамеченной осталась телесказка, в которой обладающий сверхъестественными способностями Баширов тасует сознания петербуржцев, заставляя ворчливых стариков молодеть, жуликоватых юношей дряхлеть, а мечтательного сотрудника ДПС лезть с поцелуями к брутальному бизнесмену, который и знать не знает, что в теле стража порядка временно обосновалась симпатичная девушка.

Надо сказать, что «жертв» Баширов выбирает своеобразно — исключительно среди тех, кому вздумалось поменять доллары в ближайшем обменнике. Непримечательное с виду строение оказывается аномальной зоной, где все подчинено законам каламбура: надпись «обменник» на табличке следует связывать не с деньгами, а с душами и их переселением. Отсюда мораль: если не хочешь угодить в фэнтезийный переплет, пользуйся исключительно русскими рублями.
С другой стороны, получается, что если не заработал на валюту, то никаких тебе магических приключений и уникального опыта. Несправедливо как-то. Зато вполне в духе дикого капитализма 90-х, который, если судить по «Щастью», и в XXI веке никуда не делся. В общем хоть сказочное кино, но честное. Наверное, потому и непопулярное.
Суббота — Баширов становится мопсом Мулей

Старая шутка из КВН: «Каждый артист мечтает сыграть Гамлета. Но наша Лена не каждый артист — Муму!» Так и здесь, пока заслуженные и народные Анна Большова и Елена Яковлева озвучивают героических покорительниц космоса Белку и Стрелку, Сергей Гармаш — грозную овчарку Казбека, а Евгений Миронов всеобщего любимца, шутника-крыса Веню, «не каждый» Баширов дарит голос второплановому недуачнику, мопсу Муле. Свое имя Муля получил не то в честь супруга Фаины Раневской из «Подкидыша», не то во славу Мульяны — основательницы мопсового семейства Дарьи Донцовой. В общем, как ни крути, перед нами персонаж нелегкой судьбы.
Увидев Мулю в составе отряда первых собак-космонавтов, мы сразу понимаем, что у него нет ни малейшего шанса — для исторического полета выберут Стрелку с Белкой, все знают это с детства. Ни о каких альтернативных вселенных речи идти не может — это же вам не «Рик и Морти». А тут еще и мачо-Казбек, исполняющий обязанности инструктора, регулярно троллит мопсика, называя его девчонкой. Но Муля старается не унывать и на приеме у кота-психиатра произносит монолог, который приобретает особое звучание именно в исполнении Александра Баширова:
«Ну и что, что я ростом не вышел? Зато у меня глаза красивые. В них все написано»
А под конец, наблюдая за опасностями, которые переживают Белка со Стрелкой во время полета и вовсе примиряется с судьбой, делая вывод — хорошо там, где мы есть. Кому-то суждено парить в воздухе, а кому-то прочно стоять на земле на всех четырех коротеньких лапах. Все собачки нужны, все собачки важны.
Воскресение — Баширов смеется десять часов подряд

Выходной. Не смотрю кино, листаю расслабляющие видео. Вот несколько любимых:
Александр Николаевич Баширов рассуждает о метафизике пельменей
Александр Николаевич Баширов рассказывает об отличиях четвертого измерения
Александр Николаевич Баширов делится рецептом идеального праздника
Александр Николаевич Баширов признается в любви женщине и котикам
Александр Николаевич Баширов обещает автору [фигни] успех у критиков
Взбодрившись, прошу умную колонку запустить классическое «Баширов смеется 10 часов подряд» и иду готовить завтрак. Кажется, день обещает быть незабываемым.