Портрет

Десять часов красивых глаз — К юбилею Александра Баширова

По случаю юбилея Александра Баширова Глеб Колондо решил взять на себя пионерское обязательство: целую неделю смотреть неочевидные фильмы с его участием. Не «Иглу» и не «Ассу», а, к примеру, допотопные комедии нулевых. В чем смысл? Доказать, что любая безделица, если в ней есть Баширов, заслуживает право на цифровую вечность. Заодно как следует отгулять 70-летие актера.

Понедельник — Баширов роняет подъемный кран

«Русский спецназ». Реж. Станислав Мареев. 2002

Отечественный мастер остросюжетного кино Станислав Мареев в каком-то смысле опередил свое время — задолго до возникновения культуры развлекательного кринжа он создал отечественный вариант «Неудержимых» Сильвестра Сталлоне. Правда, в смысле технического исполнения фильм напоминает скорее малобюджетные боевики «Суперхирург» Андрея Бадина и «Черный фраер» Глеба Михайлова. Но, может, так оно даже и лучше — рукодельная треш-лубочность ближе загадочной русской душе.

Как бы то ни было, «Русский спецназ» следовало бы изучать в киношколах в качестве компактной энциклопедии отечественной поп-культуры начала 2000-х. Заслуженный экранный гангстер Игорь Лифанов в дуэте с культуристом и шоуменом Владимиром «Динамитом» Турчинским борется с террористами, которыми командуют ведущий программы «Окна» Дмитрий «Задов» Нагиев и закутанный в плащ инквизитора Виктор Сухоруков. Добру с кулаками помогает сексапильная спецагентша Ирина Салтыкова, которая лихо рассекает на скутере по рекам и каналам Санкт-Петербурга и вместе с Сухоруковым придает картине особый «братский» привкус.

Терминатор и Иван-дурачок в одном флаконе

Для финальной битвы со злом в Петергофе дуэт крепышей переодевается в Петра I и Екатерину II — император-Лифанов лупит врагов отечества шпагой, а накачанная императрица палит в них из базуки. Нарисованные взрывы, комические драки в духе картин с Джекки Чаном и парочка второплановых недотеп в исполнении Андрея Федорцова и Семена Стругачева, которые добавляют фильму ноток «Убойной силы» и «Особенностей национальной охоты», — в общем, совершенно непонятно, почему «Русский спецназ» канул в Лету вместо того, чтобы развлекать россиян по центральному ТВ в каникулы и праздники наряду с комедиями Гайдая.

«Русский спецназ». Реж. Станислав Мареев. 2002

А что же Баширов? А он в первой части фильма с группой товарищей грабит магазин «Пятерочка», купаясь в океане продакт-плейсмента, вызывающего ностальгические воспоминания о «Ночном дозоре» Бекмамбетова и бутылкам «Пепси» по тридцать рублей за штуку. Будучи терминатором и Иваном-дурачком в одном флаконе, он хитроглазо строчит из дробовика, а затем к ужасу «Динамита» и компании роняет подъемный кран. Но не переживайте, никто не пострадал. Это Александр Николаевич только с виду суров, а на самом добрый и трогательный.

Вторник — Баширов просит фломастеры

«Смеситель». Реж. Александр Шейн. 2003

Несмотря на то, что большинство интернет-сайтов считает «Смеситель» триллером, перед нами скорее черная-пречерная комедия абсурда, наблюдая за которой чувствуешь себя немного вуайеристом. Будто чужой сон подглядываешь. Интересно только, кому такое могло присниться?

Приходится дяденьке задумчиво курить, глядя куда-то в глубины вселенной

Начало: охотники шагают по зимнему лесу. Видят зверя. Стреляют. Склейка — черно-белые кадры с копошащимися сперматозоидами. Что бы это значило? А вот. Костя (Дмитрий Марьянов) возвращается с охоты домой и узнает, что его жену Лену (Елена Григорьева) изнасиловали. Тогда он хватает ружье и выносит с его помощью соседскую дверь, взламывает уборную и призывает к ответу сидящего на унитазе в окружении порнокартинок мужичка (Баширов). Однако сосед ни при чем, поскольку, по словам его герлфренд (Людмила Максакова), «и *** никого по-человечески не может, не то что изнасиловать».

Не теряя времени, «Джон Уик» едет к приятелю супруги, гламурному фотографу Глебу (Гоша Куценко) и без лишних слов задает трепку ему и его беременной компаньонше (Павел Деревянко), из-за чего та теряет ребенка. По итогам бойни выясняется, что и эта парочка к произошедшему отношения не имеет. И вообще, оказывается, что Лену никто не насиловал — это она просто «пошутила». Узнав об этом, муж одним ударом отправляет вторую половинку в травматологическое отделение.

«Смеситель». Реж. Александр Шейн. 2003

Словом, мозг едва успевает разгребать события, которые сыплются с экрана, одно другого хлеще. И это только первая треть фильма прошла. В результате всех сновидческих безобразий персонаж Баширова сходит с ума и попадает психиатрическую клинику. Там он рисует карандашами картинки и жалобно просит у окружающих фломастеры, а те ему их обещают, обещают, но так и не дают. Приходится дяденьке задумчиво курить, глядя куда-то сквозь пространство, в глубины вселенной. Это уж Баширов ловко умеет — не отнять.

Среда — Баширов зашаманивает «толстяка»

«Королева бензоколонки 2». Реж. Александр Кириенко. 2004

Если братья Алейниковы, оторвавшись по полной, сняли «Трактористов 2», а Евгений Гинсбург отметил новый 1996-й год выходом «Карнавальной ночи 2» (не путать с «Карнавальной ночью 2» от Эльдара Рязанова, появившийся десять лет спустя), то кто же запретит сбацать сиквел (точнее ремейк) комедийной нетленки о приключениях заправщицы Людмилы «Добрыйвечер»? Возможно, так и рассуждала русско-украинская съемочная группа, решившая переместить хорошо знакомую героиню из солнечных шестидесятых в не менее солнечные 2000-е.

«Верните единственную радость»

Одна из фишек фильма, которому коллективный разум «Кинопоиска» не вполне заслуженно влепил кроваво-красные 1.7, заключается в очаровательно-безыскусной компьютерной графике. Эпизод знакомства Людмилы с финским байкером-романтиком Вилле Хаапасало сопровождает аэрошоу купидонов, которые кружат вокруг парочки, довольно покряхтывая. А осы, чьи живые сестрицы злодействовали еще в оригинале, начав подмигивать в камеру на вступительных титрах, не прекращают рисоваться до самого хэппиэнда.

Прибавьте к этому аншлаговских дел мастерицу Клару Новикову в роли Рогнеды Карповны и ди-джея Катасрофу в исполнении Сергея Роста, пришедшего на смену водителю «кинопередвижки» из первой части. И получится must see для всех любителей «плохого» кино. А в особенности для тех, кто сумеет оценить по достоинству саундтрек от групп «Грин Грэй» и «Ляпис Трубецкой».

«Королева бензоколонки 2». Реж. Александр Кириенко. 2004

Тем временем Баширов, взяв себе псевдоним Шаман, кружит по проселочным дорогам на розовом кабриолете. Бормоча что-то волшебное, он заколдовывает гаишника Александра Семчева, в то время известного по мемной рекламе пива «Толстяк» («Ты где был? — Пиво пил»). Бедняга теряет сверхспособность любить деньги больше жизни и спешит к знакомой колдунье — «верните единственную радость». Колдунья ловко жарит яйцо прямо на милицейской фуражке и предлагает гаишнику его съесть, что тот с аппетитом и проделывает. Но яичная магия не спасает Семчева от шаманства: гаишник становится хорошим парнем и раздаривает окружающим огромные свинки-копилки. А все потому, что Александр Николаевич — наш русский Дамблдор и Гэндальф в одном лице, и никакая яичница его не остановит.

Четверг — Баширов знает про секс

«Никто не знает про секс». Реж. Алексей Гордеев. 2006
При создании образа гламурного москвича актер ограничивается легкими игривыми штришками

Вряд ли девятнадцать лет назад сценарист «Бумера» Денис Родимин, выдумывая молодежное комбо из «Американского пирога» и «Джорджа из джунглей», мог себе представить, что годы спустя его невинная фантазия на тему полового воспитания перестанет вписываться в нормы морали и нравственности, утвержденные в нашем отечестве. Хотя официально «Никто не знает про секс», кажется, не запрещали, но, если попробовать показать его сегодня даже по самому безвестному спутниковому телеканалу, можно схлопотать серьезное а-та-та.

Справедливости ради, тема нетрадиционностей, о которых теперь принято умалчивать, разрабатывается в фильме исключительно в виде нетолерантных анекдотов. Мол, смотрите, а эта тетенька-боксер в прошлом, оказывается, была дяденькой — ха-ха-ха, вот так прикол. И все же некоторые звучащие в кадре лозунги (как бы ни старалась массовка из охранников, уводя ратующих за свободную любовь граждан за кулисы) — это по современным меркам, как минимум, штраф.

«Никто не знает про секс». Реж. Алексей Гордеев. 2006

А вот персонаж Баширова гусей не дразнит — при создании образа гламурного москвича средних лет актер ограничивается легкими игривыми штришками. Конечно, его Стасик, продюсирующий телешоу для озабоченных подростков, вдохновленное «Сексом с Анфисой Чеховой» — тот еще баловник. Но в то же время он предпочитает расслабляться, полеживая на диване с тогдашней «крашихой» VJ Авророй — тут уж, что называется, не придерешься. Такой вот он сложный и многогранный. И про секс, должно быть, знает все на свете — если хорошо попросить, может быть, даже расскажет.

Пятница — Баширов «чумовопятничает» и «любовьморковничает»

«Щастье». Реж. Татьяна Деткина, Евгений Звездаков. 2007

Фильмы про то, как потерявших общий язык людей в целях воспитания меняют телами, чаще всего оказываются успешными. Взять хоть «Чумовую пятницу» Марка Уотерса, которая в этом году получила неожиданный ремейк, хоть отечественную франшизу «Любовь-морковь».

Но порой безотказный сюжетный ход дает осечку. Так, в невозвратном 2007-м незамеченной осталась телесказка, в которой обладающий сверхъестественными способностями Баширов тасует сознания петербуржцев, заставляя ворчливых стариков молодеть, жуликоватых юношей дряхлеть, а мечтательного сотрудника ДПС лезть с поцелуями к брутальному бизнесмену, который и знать не знает, что в теле стража порядка временно обосновалась симпатичная девушка.

«Щастье». Реж. Татьяна Деткина, Евгений Звездаков. 2007

Надо сказать, что «жертв» Баширов выбирает своеобразно — исключительно среди тех, кому вздумалось поменять доллары в ближайшем обменнике. Непримечательное с виду строение оказывается аномальной зоной, где все подчинено законам каламбура: надпись «обменник» на табличке следует связывать не с деньгами, а с душами и их переселением. Отсюда мораль: если не хочешь угодить в фэнтезийный переплет, пользуйся исключительно русскими рублями.

С другой стороны, получается, что если не заработал на валюту, то никаких тебе магических приключений и уникального опыта. Несправедливо как-то. Зато вполне в духе дикого капитализма 90-х, который, если судить по «Щастью», и в XXI веке никуда не делся. В общем хоть сказочное кино, но честное. Наверное, потому и непопулярное.

Суббота — Баширов становится мопсом Мулей

«Белка и Стрелка. Звездные собаки». Реж. Святослав Ушаков, Инна Евланникова. 2010

Старая шутка из КВН: «Каждый артист мечтает сыграть Гамлета. Но наша Лена не каждый артист — Муму!» Так и здесь, пока заслуженные и народные Анна Большова и Елена Яковлева озвучивают героических покорительниц космоса Белку и Стрелку, Сергей Гармаш — грозную овчарку Казбека, а Евгений Миронов всеобщего любимца, шутника-крыса Веню, «не каждый» Баширов дарит голос второплановому недуачнику, мопсу Муле. Свое имя Муля получил не то в честь супруга Фаины Раневской из «Подкидыша», не то во славу Мульяны — основательницы мопсового семейства Дарьи Донцовой. В общем, как ни крути, перед нами персонаж нелегкой судьбы.

Увидев Мулю в составе отряда первых собак-космонавтов, мы сразу понимаем, что у него нет ни малейшего шанса — для исторического полета выберут Стрелку с Белкой, все знают это с детства. Ни о каких альтернативных вселенных речи идти не может — это же вам не «Рик и Морти». А тут еще и мачо-Казбек, исполняющий обязанности инструктора, регулярно троллит мопсика, называя его девчонкой. Но Муля старается не унывать и на приеме у кота-психиатра произносит монолог, который приобретает особое звучание именно в исполнении Александра Баширова:

«Ну и что, что я ростом не вышел? Зато у меня глаза красивые. В них все написано»

А под конец, наблюдая за опасностями, которые переживают Белка со Стрелкой во время полета и вовсе примиряется с судьбой, делая вывод — хорошо там, где мы есть. Кому-то суждено парить в воздухе, а кому-то прочно стоять на земле на всех четырех коротеньких лапах. Все собачки нужны, все собачки важны.

Воскресение — Баширов смеется десять часов подряд

Александр Баширов

Выходной. Не смотрю кино, листаю расслабляющие видео. Вот несколько любимых:

Александр Николаевич Баширов рассуждает о метафизике пельменей

Александр Николаевич Баширов рассказывает об отличиях четвертого измерения

Александр Николаевич Баширов делится рецептом идеального праздника

Александр Николаевич Баширов признается в любви женщине и котикам

Александр Николаевич Баширов обещает автору [фигни] успех у критиков

Взбодрившись, прошу умную колонку запустить классическое «Баширов смеется 10 часов подряд» и иду готовить завтрак. Кажется, день обещает быть незабываемым.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: