Возвращение в Ленинград — Лекции и показы
3 марта в петербургском «Доме кино» стартует авторский цикл лекций Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой «Возвращение в Ленинград», посвященный ленинградскому кинематографу. Фильмы представят авторы программы и участники съемок.
Прожив почти тридцать лет в Петербурге, мы упорно возвращаемся в Ленинград: даже те из нас, кто его не застал.
Почему?
Петербург — город, обреченный на красоту: так и было задумано. Город, растасканный на цитаты еще в XIX веке, город мостов, что «повисли над водами», где «светла адмиралтейская игла», и «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». В общем, все мы любим его «строгий, стройный вид», и никуда не деться от высоких штампов. Сплошь символы кругом, без них никак, да и зачем. Кому нужен Париж без Эйфелевой башни или Нью-Йорк без небоскребов?
Да, война, да, блокада, но даже ужас и смерть к лицу городу-призраку.
Местные кинематографисты, в отличие от американцев, со стихиями — особенно с той, что закована в гранит — не шутят. Хотя, казалось бы, какая тема — наводнение. Да и красотой города не балуются, знают, что «страшная сила»; поэты, писатели на каждом камне оставили предостережения. Символов не избежать, но в ленинградском кино они играют в полную силу в фильмах, экстравагантных до безумия. От «Авроры», уже изменившей своим выстрелом эпоху, но еще не вставшей на прикол, в фэксовском «Чертовом колесе» до круговерти колонн Исаакия в психоделической «Нирване».
А мы бежим в привычную хмурую серость Ленинграда. В «оттепель» («День солнца и дождя»), в бесшабашную первую белую ночь, в бесприютный сумрак («Проводы белых ночей»). В безликость — по-своему милую — новостроек 1970-х («Мама вышла замуж», «Дети как дети»). Летим в размазанном неоне вывесок ночным автопробегом в нервном срыве 1980-х («Милый, дорогой, любимый, единственный»). Мы прошагаем мимо унылых, но гордых громад заводов («Красная стрела»). Выскочим из ленинградского сна в маетные 1990-е, где небо точно стерли резинкой («Сломанный свет»).
Ленинградская киношкола умеет, нырнув в прошлое, оживить его. Город подпольных и разгульных 1920-х кажется внезапно постаревшим («Роль»). Жестокие 1930-е, замершие в предчувствии гибели Кирова, во мгле туманов и свете зловещих фар оборачиваются сном («Миф о Леониде»). Да, война, да, блокада, но даже ужас и смерть к лицу городу-призраку, таящемуся во тьме под столпами прожекторов («Зеленые Цепочки»), где «даже мертвые играют в футбол» («Удар, еще удар»).
И все ленинградские дороги ведут на «Ленфильм», где кино снимает не «смерть за работой», а сиюминутную вечность («Позднее свидание», «Голос»). «Возвращение в Ленинград» — программа забытых или незамеченных шедевров «ленинградской школы», где город — не только место действия, но и главное действующее лицо.
Расписание:
3 марта, 19:00
«Чертово колесо»
Реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. 1926
17 марта, 18:30
«Роль»
Реж. Константин Лопушанский. 2013
1 апреля
«Миф о Леониде»
Реж. Дмитрий Долинин. 1991
14 апреля
«Зеленые цепочки»
Реж. Григорий Аронов. 1970
28 апреля
«Удар! Еще удар!»
Реж. Виктор Садовский. 1968
19 мая
«День солнца и дождя»
Реж. Виктор Соколов. 1967
2 июня
«День счастья»
Реж. Иосиф Хейфиц. 1963
16 июня
«Проводы белых ночей»
Реж. Юлиан Панич. 1968
8 сентября
«Мама вышла замуж»
Реж. Виталий Мельников. 1969
22 сентября
«Дети как дети»
Реж. Аян Шахмалиева. 1978
6 октября
«Поздняя встреча»
Реж. Владимир Шредель. 1978
20 октября
«Голос»
Реж. Илья Авербах. 1982
3 ноября
«Милый, дорогой, любимый, единственный»
Реж. Динара Асанова. 1984
17 ноября
«Красная стрела»
Реж. Игорь Шешуков, Искандер Хамраев. 1986
1 декабря
«Сломанный свет»
Реж. Вера Глаголева. 1990
15 декабря
«Нирвана»
Реж. Игорь Волошин. 2008
Вход на все сеансы свободный.