«Артдокфест», нас всех тошнит
Как все вы уже знаете, в Петербурге в субботу открылся и тут же закрылся фестиваль документального кино «Артдокфест», один из самых важных и крупных документальных фестивалей в России. Чтобы опечатать кинозалы, хватило одного письма.
Показать успели ровно один фильм: во время первого же сеанса в «Дом кино» приехали сотрудники полиции и Роспотребнадзора, которые опечатали залы в рамках проверки на ЛГБТ-пропаганду и меры борьбы с распространением ковида. Данная проверка — очевидно, важнейшее профилактическое мероприятие — была инициирована после доноса Тимура Булатова (Исаева), мелкого растратчика, провокатора и подлеца, годами безнаказанно травящего людей, трикстера, подававшего в суд на Facebook (тогда он требовал запретить деятельность соцсети на территории Петербурга).
Печати на Исаеве ставить негде. Образ складывается совершенно не противоречивый, достаточно просто прочитать новости последних семи лет, опубликованные в связи с этим гражданином. Однако именно после его послания в служебные автомобили, оторвавшись от охраны правопорядка, садятся люди в форме и опечатывают в субботу залы кинотеатра «Дом кино», где проходит фестиваль, имеющий все необходимые документы, визы, прокатки и прочее, что так страстно велят иметь постоянно множащиеся буквы закона. Ведь мы все должны помнить про рамки и держаться в них. На следующий день после такого же визита представителей правоохранительных органов и Роспотребнадзора отменил фестивальные показы «Лендок» (оказывается, туда приезжали одновременно с «Домом кино»). Не стоит, наверно, винить кинотеатр. Бытие определяет сознание. И я лично не понимаю, что с этим делать. Снова отвечать себе на риторический вопрос: нормально ли, что вот так просто можно закрыть фестиваль? А потом еще на вопросы типа: нормально ли, когда в тюрьму не пускают врача? Нормально ли, когда пытают подследственных? Нормально ли, когда сажают за «лайки»? Нормализация маразма и абсурда — это нормально?
Практически невозможно играть по правилам в существующей системе.
Можно задать и другой вопрос: инструктировал ли кто-то тщеславного малохольного человечка, который с помощью писем определяет сетку показов двух культурных институций, или это его собственная инициатива? Вдруг это все непреднамеренно, просто выехала группа особого реагирования на обращения неравнодушных граждан. Мы можем об этом, наверно, подискутировать, но вообще это не важно.
Атмосфера испортилась не сегодня и не в один момент. Система доносов, бесконечных правил и предписаний, по которым можно на раз закрыть кого угодно и что угодно, складывалась годами. Прокатчики при оформлении удостоверений для показа фильмов охотно ставят в документах гриф «18+» (дуют на воду), даже если для этого нет никакого особого повода, издатели чуть что запаивают книги в полиэтилен (предлагая купить «Сеанс», Ozon, например, требует подтвердить факт совершеннолетия), газеты и журналы послушно укрывают звездочками обсценную лексику и маркируют неугодные организации (список их расширяется) — ведь иначе Роскомнадзор.
Мы все притерпелись. Ежедневно тренируем осмотрительность, виртуозно умеем оглядываться: а не пропаганда ли это, а не слишком ли то? Научились и оправдываться. О серьезных вещах я сейчас даже не пишу. Просто о том, как бы книжку издать и почитать, кино снять и посмотреть.
Артдокфест-2021 — Что смотреть?
Буквально все живут так: лишь бы чего не вышло. Так что ж удивляться приключениям «Артдокфеста» и тому, что гражданин Исаев моей родине приятнее прочих граждан? И письма его читают, и сигналы слышат, и реагируют молниеносно. Практически невозможно играть по правилам в существующей системе. Так давайте хотя бы перестанем притворяться и начнем называть вещи своими именами. Исаев не консерватор (других консерваторов от такой его идентификации должно неизбежно мутить) и активист, а мерзавец и провокатор. Реестры фестивалей и прокатные удостоверения — это инструменты цензуры. Закон об ЛГБТ-пропаганде — людоедство. Так называемая проверка «Артдокфеста» в Петербурге — произвол государственных органов.