Альмодовар: Свобода приходит на шпильках

Ни один серьезный текст об Альмодоваре не обходится без упоминания смерти каудильо. И это, в общем, справедливо. Как в СССР в 1956 году, где «всем уже было невмоготу в вонючей хазе, где смердел труп пахана» (Аксенов), первыми оттепельными ласточками просвистели «Весна на Заречной улице» и «Карнавальная ночь», уверяя, что перемены в воздухе неизбежны, что коммунизм возможен и без вечно зверского выражения лица, так и взлетевший на крыльях мовиды кинематограф Педро Альмодовара подвел важную черту под постфранкистской Испанией. По сути, это был их карнавальный «ответ Чемберлену», большая фига, вынутая из кармана, «Но пасаран!» нетопырям в темных углах. А нетопыри были и не сидели без дела. Нервный испанский транзит от авторитарной диктатуры к демократии едва не оборвался в 1981 году попыткой путча, задавленного бывшими же фалангистами. Все говорило: страна уже не будет прежней, а либеральные изменения в обществе — это всерьез и надолго. За год до неудачного мятежа подполковника Техеро, провинциал из Ла-Манчи Педро Альмодовар снял свой первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Картина и сегодня может шокировать неподготовленного зрителя, что уж говорить об испанцах, для которых еще недавно, верхом распущенности была девушка, танцующая твист?

Педро Альмодовар в фильме «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». 1980
Сладость мести, проституция, БДСМ-практики, аномалии человеческого тела, гомосексуальность, политика, детские травмы, «любовь=кровь», женщины на грани нервного срыва…

Пепи (явление экрану первой в череде многолетних муз Альмодовара — Кармен Мауры) — оторва без определенных занятий, выращивающая на подоконнике коноплю, хочет задорого продать свою девственность. Этим планам мешает карикатурный злодей-полицейский, естественно, поклонник почившего Франко, без лишних предисловий насилующий девицу прямо на полу ее квартиры. Одержимая местью, она подговаривает своих друзей — таких же маргиналов избить подонка. Что те и делают, хорошо поставленными голосами распевая песенки из испанской оперетты, да вот скоро выясняется, что потерпевший — это брат-близнец насильника. Обозлившись, Пепи решает с помощью подружки-лесбиянки увести жену полицейского из семьи.

«Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Реж. Педро Альмодовар. 1980

Фабула в пересказе может звучать как преждевременная самопародия на еще не снятые фильмы, но уже в первой работе заявлены излюбленные Альмодоваром темы, с которыми он будет, год от года совершенствуя свое мастерство, работать дальше: сладость мести, проституция, БДСМ-практики, аномалии человеческого тела, гомосексуальность, политика, детские травмы, «любовь=кровь», женщины на грани нервного срыва… И его излюбленные приемы, о которых принято рассуждать в категориях «пастиша», «китча», «кэмпа»: титры, химическая палитра «вырви-глаз», изображения голливудских идолов… Довольно безвкусная, балансирующая на грани любительской телепостановки и дешевого порно (едва ли не первое, что делает Пепи, впустив полицейского в квартиру, — задирает юбку, демонстрируя ему свое «нескромное сокровище») картина стала для Альмодовара творческой лабораторией, как и короткометражки, снятые в 1970-е.

Конечно, феномен Альмодовара возник не на пустом месте. О своем детстве он вспоминает, что в послевоенной Испании не было ничего, кроме американского шоколада, который был завернут в обертки с безумно красивыми голливудскими звездами. Так, по его словам, началась его любовь к кинематографу. Мальчик, воспитанный в деревне матерью, не снимавшей траурное платье (не отсюда ли тяга Педро к ярким краскам? — хотя сам он относится к психоанализу довольно насмешливо). Насилие в католическом пансионе, которое, тем не менее, не сломало его. Покинув интернат, он смог сказать о себе: «Я снова обрел собственную природу, которой чувство вины чуждо».

Чуть ли не на каждый новый фильм Альмодовара критики поспешно навешивают ярлык «самый личный».

В 16 лет он переезжает в столицу, уже твердо зная, что будет режиссером. Учиться, правда, негде: в 1960-х европейские киноинституты стали рассадниками свободомыслия, и каудильо решил прикрыть собственную Национальную школу кино в Мадриде. Дальнейшая биография общеизвестна: случайные заработки официантом, разносчиком пиццы, торговцем на блошином рынке, работа в Telefonica, первые рассказы, напечатанные под псевдонимом Патти Дифуса в контркультурных журналах вроде Star и El Víbora (одна из новелл называлась «Огонь в кишках»), знакомство с Кармен Маурой и театральной группой Los Goliardos, первая камера Super-8 и съемки короткометражек с броскими названиями, вроде «Падение Содома» и «Две шлюхи»… 400 тысяч песет на «Пепи, Люси, Бом» собирали всем миром, но премьера прошла в Сан-Себастьяне. Потом картину, которую критики сравнили со скандальными творениями Джона Уотерса, три года крутили на ночных сеансах в сети кинотеатров «Альфавиль».

«Лабиринт страстей». Реж. Педро Альмодовар. 1982
Месье Деми. Неизвестный классик «новой волны» Месье Деми. Неизвестный классик «новой волны»

Уже во второй своей большой работе «Лабиринт страстей», открывшей миру Антонио Бандераса, видно, как вырос Альмодовар. Это уже не дерзкий любитель: актеры играют, сценарий проработан, кадр выстроен, а цветовая гамма более не является делом случая. Что стало источником вдохновения для его фирменной «безумной» палитры? Бунюэль и Дуглас Сирк, как пишут кинокритики всего мира? Известно тяготение крупных киномастеров к китчу, как питательной среде для своего творчества: чем грубее и примитивнее фактура, тем продуктивнее работает фантазия. Сам режиссер позднее перечислял: фильмы британской студии Hammer, стиль «барокко-поп», Дарио Ардженто, Марио Бава и Умберто Ленци. Но не только. По субъективным ощущениям автора статьи — стоит внести в список Жака Деми (особенно его «Девушки из Рошфора») и Феллини, не случайно в «Лабиринте страстей» используется музыкальная тема из «Рима». Так или иначе, Альмодовар — это один из немногих мировых режиссеров, умеющих осмысленно работать с цветом в кино…

Он с юмором и теплотой проговаривает то, о чем настоящие мачо предпочитают молчать.

Сегодня чуть ли не на каждый новый фильм Альмодовара критики поспешно навешивают ярлык «самый личный», он давно превратился в священную фестивальную корову, которую любой норовит лягнуть не по делу. Но со времени триумфов «Возвращения» и «Все о моей матери» прошли годы. Кинофестивали «класса А» все чаще обходят его призами — действительно, зачем? — он ведь и так уже возведен в ранг небожителя. Пора уступать дорогу молодым, да и вообще фильмография дона Педро, которую когда-то отождествляли с небывалым раскрепощением, свободой, теперь едва ли вписывается в политкорректную повестку. И как за старомодное жизнелюбие испанца еще не обвинили в сексуальной объективации? Свою «неуместность», он и сам, кажется, чувствует. Наступил период благородной сдержанности, и маэстро демонстрирует не свойственную ему ранее меланхолию. В интервью сравнивает себя с испуганным ребенком, сетует на международный терроризм и политическую неразбериху в родной Испании, и повторяет за Филипом Ротом, что старость — это не сражение, а бойня. И тем не менее, всем пламенным борцам «третьей волны феминизма» хотелось бы напомнить, что в конце XX века на культурном поле именно Педро Альмодовар сделал необыкновенно много для деинституционализации объекта их справедливого гнева. Чтобы понять это, стоит немного углубиться в теорию.

«Закон желания». Реж. Педро Альмодовар. 1987

Несмотря на бытующие стереотипы о каком-то особом римском «разврате», римская культура была, в первую очередь, культурой суровой сдержанности. Оргиастичности Востока (тесно связанного с древним матриархатом) с его сомнительными мистериями, с его Кибелой, Астартой, Деметрой, андрогинным Дионисом традиционно противопоставлялся посконный культ добродетели. Путь истинного римлянина — это всегда путь политика, воина и земледельца, все остальное, вроде занятия искусством и философией — блажь, «греческие штучки». Ну, а кто же является лучшим воплощением римской «virtus» (мужественности, доблести, достоинства), если не мужчина?

Во все времена утрированная маскулинность, мачизм — это общая черта всех западных (да, пожалуй, и восточных) диктатур и автократий.

Это мироощущение стало наследием всего романского средиземноморья, а позднее распространилось и на Латинскую Америку. В конце концов, и maсho — слово-то испанское. В одном из своих интервью Альмодовар признавался, что в его родной стране словарь мужчин до сих пор наполовину состоит из слова «huevos» (по исп. мужские тестикулы), да и сам он, несмотря ни на что, ощущает себя «настоящим латинским мачо в стадии полового созревания». Так что неслучайно материалом для творческого осмысления и критики стали отталкивающие специфичность и притягательность мачизма — преклонение перед грубой силой, фетишизация униформы, утрированная маскулинность, демонстративное презрение ко всему «женскому» и, одновременно, доходящее до комизма благоговение перед фигурой матриарха семьи. В своей деконструкции Альмодовар то укладывал Бандераса на спину («Закон желания»), то заставлял Берналя вставать на каблуки и красить губы помадой («Дурное воспитание»), то превращал любовь к матери в травестийный водевиль («Все о моей матери»). В 2006 году «14-летний латинский мачо» Альмодовар посвящает свою эталонную мелодраму «Возвращение» умершей Франсиске Кабальеро; в ней он с юмором и теплотой проговаривает то, о чем настоящие мачо предпочитают молчать.

«Дурное воспитание». Реж. Педро Альмодовар. 2004

Однако мачизм — слишком мелкая мишень для режиссера такого масштаба. Да и жандарм Антонио Техеро Молина, организатор ультраправого путча 23-F, едва ли слышал про Альмодовара. Скорее его раздражало охватившее Испанию андерграундное движение. «Куда катится эта страна?!», — так же выводила из себя ленинградского преподавателя Нину Андрееву и динозавров ГКЧП контркультура позднего СССР. Курьезный злодей из «Пепи, Люси, Бом и других девчонок» существует в мире простых интенций: «Место бабы между кулаком и плитой» и «Мы еще прижмем этих коммунистов!» Через год он вполне мог бы стать активным участником государственного переворота. Но во все времена утрированная маскулинность, мачизм — это общая черта всех западных (да, пожалуй, и восточных) диктатур и автократий. Эти режимы изгоняют из своей повестки даже намек на мягкость, уступчивость, пассивность как проявление «женственных», «чужеродных», а значит дегенеративных тенденций. По их мнению это мир преимущественно мужской, милитаризированный, и женщине в нем отводится исключительно место «станка» для производства новых защитников Отечества. Однако, где тонко, там и рвется. Декларативная мужественность фашизма, нацизма, латиноамериканских хунт, разнообразных видов опричнины у нас на родине несли в себе и несовместимые с этими режимами эмбрионы «женственности», что было убедительно проиллюстрировано кинематографом XX века — от Эйзенштейна и Висконти до Эктора Бабенко и Сергея Ливнева. Как говорит сам Альмодовар: «Все, что считается нормальным, безусловно, всегда на поверку оказывается глубоко извращенным». И если недостаточно еще сказано о заслугах Альмодовара перед мировой культурой, то в качестве одной из них безусловно стоит назвать то, что, бунтуя против запретов и предрассудков, он с неожиданной откровенностью продемонстрировал всем мягкую изнанку маскулинной романской культуры, а заодно и розовую подкладку коричневых и черных мундиров всех широт и фасонов. Сделал он это легко, артистично, «нарядно», как и полагается уроженцу средиземноморского юга.

«Лабиринт страстей». Реж. Педро Альмодовар. 1982

Не так давно в фейсбуке я стал свидетелем занятной дискуссии на тему: можно ли считать недавнее издание в России мемуаров доброй повитухи русского рока Джоанны Стингрей знаком грядущей демократизации России? Скажете, бред? А по мне, так вовсе нет. Культурные ауспиции часто бывают вернее политических. В далекой северной стране, где еще недавно был актуален лозунг «Догнать и перегнать Португалию», экономику которой только ленивый не сравнивал с аргентинской, где мексиканские сериалы стали национальной отдушиной, где самый популярный музыкальный жанр до сих пор — шансон («Я возвратился! Здра-а-вствуй, мама!»), а самая востребованная, от лагерей Мордовии до именного кресла в совете ООН, жизненная философия — примат грубой силы, где с такой же потаенной теплотой, как в Италии и Испании, поминают своих диктаторов, а мачизм пронизывает все слои общества… тоже ждут своего Альмодовара. А о том, что перемены есть и они всерьез, мы узнаем скорее, не напряженно вчитываясь в ежегодное послание президента, а увидев в ограниченном прокате (пусть и с обязательным маркером 18+) экспериментально-нахальную ленту малоизвестного режиссера, который, возможно, вскоре станет культовым. И что-то неуловимо изменится в воздухе.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: