Рецензии

Пересмотрите завтра — «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера

Всюду провалившийся в прокате новый фильм режиссера «Дороги ярости» с редким для этого года успехом идет в российских кинотеатрах. О противоречивой картине, возможно, свидетельствующей о пересменке эпох, пишет Алина Рослякова.

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

— Что страшно? — Хотеть.
Поль Валери

Каждое дитя со времен Адама и Евы знает: будь осторожен в своих желаниях. Какое бы тысячелетие ни было на дворе, желать — всегда — и тревожно, и рискованно, и — всегда — жизненно необходимо всем детям Бога или Аллаха, что чудаковатым англичанкам, что могущественным джиннам.

После «Дороги ярости» Миллер не выходил на большие экраны семь лет, а теперь из апокалиптического будущего вернулся с историей об историях, сказкой о сказках, киноповествованием «эпического масштаба», открывающим горизонты прошлого. Точнее, вариаций прошлого, былых эпох, чьи судьбы слагаются заново в номере легендарного отеля Пера Палас в Стамбуле, где останавливались Агата Кристи, писатель Гарри из «Снегов Килиманджаро» и главная героиня фильма Миллера, нарратолог Алетейя Бинни, выпустившая джинна из бутылки.

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

Миллер экранизировал повесть «Джинн в бутылке из стекла „соловьиный глаз“» написанную в 1994 году, в разгар постмодернистской эпохи, Антонией Байетт, одной из наших великих современниц. Спустя двадцать с лишним лет он (в соавторстве со своей дочкой Аугустой Гор) переставил все акценты так, чтобы рациональное и иррациональное, разум и импульс вновь схватились в диалоге на уровне драматургии и стиля, создавая сюжет и объясняя старые законы мироздания на новом языке.

Без заветного и опасного «я хочу» мир, в лучшем случае, становится похож на терминал в аэропорте

В повести Байетт доктор Джиллиан Перхольт, фольклористка, т. е. «существо вторичного порядка», цитируя Мильтона, «плыла вольготно» и приплывала по воздуху в Анкару, на конференцию по нарратологии. Она заполучала на базаре ту самую бутылочку из древнего стекла cesm-i bulbul, «соловьиный глаз», а с ней и джинна, который давал ей возможность стать сотворцом и героиней некончающейся сказки тысяча и одной ночи. Перепроверить законы повествования изнутри, рискнуть, в лучших традициях постмодернизма, сыграть в эту игру слов, продолжая партию, начатую персонажами, которых она всю жизнь изучала. Со своим первым желанием она, кстати, не медлила, хотя и была осведомлена обо всех опасностях (она пожелала вернуть свое молодое и здоровое тело). Следующие же два (любовь джинна и свобода для джинна) возникали у нее благодаря логике сюжета, сложенного Байетт. По мере того, как сюжет складывался не то под пером автора, не то перед глазами читателя.

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

В фильме земное имя героини меняется на мифологическое Алетейя. Джинна выпускает из бутылки не столько женщина, сколько сама Истина. Она тоже читала все эти сказки и знает все подвохи. Но героиня Миллера, в отличие от героини Байетт, с первым желанием не спешит. Просто Истине, поначалу, совсем ничего не надо: у нее и так уже все есть. Страстно желает один только джинн: своей свободы. Разум, воплощенный в Алетейе, заставляет Страсть, воплощенную в джинне, заново доказать, что без заветного и опасного «я хочу» мир, в лучшем случае, становится похож на терминал в аэропорте. Точно так же, как без понимания структуры повествования — на оргии деградировавших наследников престола обреченной империи.

Отвечая на вопрос, что же тогда такое кино-джинн, Миллер и создает свою кино-сказку

Две «эманации одиночества», два воплотившихся абсолюта, легко и непринужденно, за чаем с пахлавой, соперничающих за право вести историю, предъявляют на экране два актера-абсолюта: Идрис Эльба и Тильда Суинтон. Суинтон, существо вневременное, но пришедшее к нам из прошлого столетия, принимает облик современной женщины, точно знающей, какой сейчас день и час. Эльба, подарок века двадцать первого, открывает отсюда двери в вечность. Большую часть съемочного времени они провели взаперти в номере. Энергия их любовной дуэли одушевила текст, порядок слов и изображений, images, как капли крови стеклодувов одушевляли подлинное стекло cesm-i bulbul. А юмор — это игра света.

Я просто закрою глаза и сосчитаю до трех. Будьте любезны за это время исчезнуть.

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

В основе повести Байетт лежала одна наука: искусствоведение (или даже, более узко, литературоведение). Оперируя ее инструментами, писательница извлекала «первичный» художественный смысл из «вторичного» материала цитат и отсылок. Так ее герои, женщина и джинн, оказывались равнозначны героям историй, что цитировали. В основе фильма Миллера лежит фундаментальная дихотомия самого кино: как развлечения (механизма удовлетворения страстей) и как научного изобретения. Поэтому родство и противостояние точных наук и волшебства становятся главными двигателями сюжета, а художественный смысл извлекается тогда, когда они сливаются, порождая кинообраз. Тот, в свою очередь, зиждется на еще одной фундаментальной дихотомии: фантазии и подлинности. Отвечая на вопрос, что же тогда такое кино-джинн, Миллер и создает свою кино-сказку.

Беда джинна, попавшего в двадцать первый век, заключается в самом непризнании желаний

Настоящее происходит давным-давно, «когда мужчины и женщины со свистом пересекали воздушные пространства на металлических крыльях, когда, надев ласты, они опускались на дно морское». «Когда металлические плиточки извлекали в воздух песни о любви» — добавляет Миллер. Алетейя прилетает в Стамбул на металлических крыльях самолета от авиалиний «Шахарзад», а в аэропорту ее встречает таинственный человечек, сказочный персонаж (на самом деле — почти не загримированная австралийская паралимпийская чемпионка и артистка Сара Хуболт). А когда Алетейя выступает на конференции, текст ее лекции почти опущен и, если прислушаться, состоит в основном из банальностей вроде «люди всегда придумывали себе богов». Зато пригрезившийся ей дух выделяется на фоне зрителей так же отчетливо, как и она сама на фоне презентации вымышленных существ всех времен и народов, выведенной на экран. Миллер заимствует у Байетт только идею, но не инструменты. Его кино обязано доказать, что в мире, где можно вытащить из телевизора проекцию Эйнштейна, джинн — подлинен, как фантазия.

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

Это смещение акцентов родом из нашего века, заново открывшего для себя эпоху Просвещения. А беда джинна, попавшего в двадцать первый век, заключается в самом непризнании желаний.

Это ваше желание?
Нет! Это ваша обязанность!

Первые две трети экранного времени фильм движется по спирали, отправляя зрителей в визуальный полет сквозь пространство и время из тесного номера и возвращая обратно. Почти как в «Нимфоманке», только система знаков — в самих репликах, для выхода на новую главу достаточно только произнесенного Суинтон или Эльбой слова. Джинн рассказывает тысячелетние истории своих заточений, Алетейя — свою короткую смертную судьбу. Заголовки, примечания и заметки на полях не оставляют шанса на «сопереживание».

Цифровые энергии дыма и цвета заново воплощаются в подлинных паутине и камне

А на каждом витке визионер Миллер устраивает «дорогу ярости». Взгляд зрителя устремляется в пустыни древнего Египта, во дворец царицы Савской, сестры джинна, ожидающей прибытия царя Соломона. Джина заперли в бутылку из ревности, и он отправился на дно морское за то, что вместе с нами незримо присутствовал на брачной ночи. В увиденной заново, перепридуманной библейской истории камера обнаруживает два предельных воплощения фантазии и подлинности. Соломон соблазняет царицу игрой на волшебных лютнях, а у ног царицы дремлет чудовище, имя которому потерялось где-то в веках. Саму Шебу являет на экране женщина красоты более, кажется, древней, чем наша с вами цивилизация. Она, эта женщина, настоящая, современная, ее зовут Аамито Лагум, она победительница шоу «Топ-модель по-африкански».

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

Потом взгляд уносится в лабиринты дворцов и на поля битв Османской Империи, Великолепного века, где судьба джинна оказывается в руках наложницы-черкешенки Гюльтен, возжелавшей наследника престола, — но чудовищные коварства, страсти и порывы в итоге вновь навеки порабощают того, кто за свободу обещает дать все. Затем — в башню, где коротает дни и ночи той самой эпохи Просвещения сиротка Зефир, гениальная девушка, ставшая младшей женой старого купца, хотя должна была бы стать новой да Винчи. И почти было становится, разум и чувства сливаются в экстазе, но что-то опять идет не так. Только наш век, повторяя старые сказки, почему-то способен джинна освободить.

Даже тезисы актуальной повестки бесшовно вплетаются в какую-то вечную историю

В распоряжении съемочной группы на этот раз не только пески австралийской пустыни. Затянутые из-за начала пандемии коронавируса, съемки проходили на двух континентах, и создатели курсировали из настоящего в былое сквозь территории Австралии и Турции. Подлинные, современные пространства сделали волшебными оператор Джон Сил и художник Роджер Форд. А в последней трети фильма герои Суинтон и Эльбы (как и съемочная группа) отправились в настоящее: стильный, блеклый, наэлектризованный информацией Лондон, где джинн буквально рассыпается, потому что он сам и есть информация.

Кино Миллера родом из нашего века, то есть из цифровой эпохи, и древние мифы поверяются цифровой оптикой, а она — теми энергиями, что заключены в мифе. Изобретение Зефир механизма «движущихся картинок» относится к «давным-давно», ко времени до кино. Фильм Миллера создается сейчас, когда первый ступор перед проблемой подлинности в цифровом кино, кажется, прошел, а парадигма Просвещения, в которой создавалась «Нимфоманка», постепенно уходит в историю. Сама же История, похоже, выходит из казавшегося вечным стазиса. За экраном запускается время, а на экране рождаются блеск как энергия и цвет как действие, побуждая Алетейю и джинна, разум и страсть, к соитию. Миллер выходит на территорию авангарда (сродни тому, что делал Линч в «Твин Пиксе»), цифровые энергии дыма и цвета заново воплощаются в подлинных паутине и камне, а оцифрованные современные, древние люди оказываются столь же подлинными, как цифровые чудовища.

«Три тысячи лет желаний». Реж. Джордж Миллер. 2022

«Три тысячи лет желаний» успели назвать старомодными (пусть и в лучшем смысле) и даже приписать к «старому Голливуду». Будто Миллер, автор нового «Безумного Макса», внезапно забыл, в каком веке живет. Однако в фильме мало «старомодного» хотя бы потому, что мало «модного». «Актуальным» его тоже сложно назвать. Не только потому, что от злободневности в точном смысле слова тут разве что ковидные маски на слушателях лекции или скандал на премьере в Каннах. Даже тезисы актуальной повестки бесшовно вплетаются в какую-то вечную историю. Вероятно, в силу своей «неактуальности» фильм и провалился в прокате, причем с треском, несмотря на то, что и трейлер обещал захватывающее зрелище, и критикам пришелся по душе. Зато за неделю в нашем прокате он стал хитом, — вероятно, из-за той же «неактуальности». Эскапизм, которого мы не заслужили.

Этот современный по мысли и технике фильм выпадает из эпохи не потому, что «старомоден», а потому, что свидетельствует о смене эпох. То кино, что начнется после освобождения джинна, мы еще не видели. Пересмотрим «Три тысячи лет желаний», когда увидим.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: