Интервью

Эдуард Жолнин: «Работа продолжается до последней склейки»

Выходит в прокат дебют Эдуарда Жолнина, по-голливудски красочный вестерн в пейзажах южной России под названием «Земун». О том, как режиссер из Петербурга оказался на Хопре и что связало «Безумного Макса» с Платоновым, с автором поговорил Василий Степанов.

Дебютанты часто снимают свое первое кино в той среде и для той среды, что их сформировала. Но с тобой не так. Ты родился в Ленинграде, вырос в Петербурге, здесь же учился, и вдруг… Стада коров в южной степи.

Да, я родился в Ленинграде. И мой первый короткометражный фильм — «Труша» — частично как раз про ленинградское детство. Он был снят на Лендоке, в 2014 году. Там был питчинг, в котором я участвовал, замысел понравился, и в итоге совместно с киностудией Лендок мы сняли этот маленький фильм. Алексей Тельнов нас поддержал, хотя поддержать короткометражный фильм — это пустить деньги на ветер, а там бюджет был порядка двух с половиной миллионов. Тогда я впервые познакомился с качественно другим техническим подходом к производству. До этого были съемки на Canon Mark II, а тут подключили к серьезным специалистам. Первый из них — оператор Максим Эфрос. Мы с ним подружились и сняли «Трушу», а потом Макс стал оператором на «Земуне».

«Земун». Реж Эдуард Жолнин. 2022

Так как произошел исход из Петербурга? Он был неизбежен?

Думаю, наше поколение, выросшее в контексте хорошего голливудского кино конца девяностых и начала нулевых, не так привязано к географии или сковано ностальгией, как поколение предшественников. Да, эти чувства есть внутри, но не на них все держится. Когда я задумался, каким должен быть большой фильм, у меня были самые разные варианты. Был, например, замысел на манер «Хористов», потому что мне хотелось продолжить тему детских домов, которой я коснулся в «Труше». А вторая история была платоновская: «Давайте попробуем „Реку Потудань“ сделать». Дело в том, что я учился у Руслана Равилевича Кудашова, и первым его спектаклем была как раз шикарная кукольная «Река Потудань». Мы смотрели его на первом курсе, и он тогда в нас попал. Мне хотелось осмыслить связь мастера и ученика, она ведь не надуманная. Я знаю, что и у Сокурова есть прекрасный фильм «Одинокий голос человека», но, мне кажется, что как раз он не платоновский, а развивается скорее внутри сокуровского мира.

Первые версии были очень гибсоновские, мел-гибсоновские

Но продюсер Влад Пастернак, которому я показал оба замысла, сказал: «Нужно придумать что-то свое». А я уже залез в Платонова, внедрился в саму фактуру географическую, которую проходят герои «Чевенгура», в фактуру русского мифа. В 2015-м я написал коротенький рассказ про глухонемого пастуха, Владу он понравился. Потом я уехал из Питера в Тверскую область, устроился скотником на ферму, которая принадлежала азербайджанцам. Хорошие люди. Подъем в пять утра, «девочки, встаем», чистка стойл, раскидываешь сено, пьешь кофе, куришь, потом дойка, после дойки поилка, и так весь день крутишься с коровами. Это были апрель, май, июнь, три месяца я там был.

«Земун». Реж Эдуард Жолнин. 2022

Ты говорил хозяевам, что ты на самом деле режиссер? Или это была просто работа на общих основаниях?

Нет, не говорил. Нас там было всего два человека: я и Володя, местный житель, под полтинник. Там много было интересного: например, я помогал Володе теленка вытаскивать из чрева матери. Помню, торчат два копытца и пузырь, такая сфера. А у него такие руки, будто плотник пилил и треть пальцев отстрогал. И он этими руками в пузырь впился, пока тот не взорвался, затем два копытца веревкой перевязали и вытягивали малыша. 

А другим впечатлением того периода была поездка в Тверь на выходные, помню, был конец мая, в кино вышел «Безумный Макс: Дорога ярости», и я такое удовольствие получил просто от этого безумного путешествия! Так мотивы Платонова стали заземляться. Я вернулся в Питер, взял в библиотеке Маяковского новое издание «Тысячеликого героя» Кэмпбелла, читал, и мне все понравилось. А ближе к августу нашел это слово — «земун», небесная корова. Мне показалось, что в контексте Кэмпбелла, его вселенной, его отношения к герою, это очень красивое, емкое слово.

А я-то думал, что актер дорогой, пусть лучше эпизод возьмет

Откуда оно, кстати?

Это славянские веды, там есть несколько мифологических животных, есть коза Седунь и корова Земун. Из ее вымени капают молочные капли, которые образуют Млечный путь. У славян же была своя, как и у греков, природная эстетика, обожествление вещей до которых не дотянуться. И вот возникло такое слово. Я его нашел и начал разрабатывать структуру будущего сценария. Первые версии были очень гибсоновские, мел-гибсоновские. Мне Гибсон очень нравится тем, что он очень откровенен в жестокости, очень круто ее эстетизирует. У него за ней стоит мощный гуманистический идеал. Это и в «Апокалипсисе», и в «Страстях Христовых» есть. В «По соображениям совести» – чуть меньше. А что у него Джеймс Хорнер делает в саундтреке «Апокалипсиса»! В 2016-м, работая над первым тизером, мы взяли его музыку. 

На съемках фильма «Земун»

Первая версия «Земуна» была совершенно другим сценарием, не то, что сейчас. Там были два брата, один глухонемой, и второй как нынешний герой Егор, была дурочка (прямо так и называлась героиня), была другая эстетика. Там, например, отрубали голову корове, вычищали ее и надевали на голову глухонемому — я узнал, что была такая казнь. Если оставить человека на солнце, то кожа высыхает и сжимает череп. В первых версиях это был очень жестокий, яростный сценарий. И уже была заложена вся эта эстетика из «Безумного Макса», мотоциклисты. 

Но постепенно сценарий приземляли, уходила жестокость, два года искали деньги. 2017-18-й — ничего не происходило. А потом с Никитой Костюкевич мы были союзниками, просто поехали на Дон, в Воронежскую область, искать места. Это сентябрь был, тепло. Мы поехали в Новохопёрск, сняли там маленькую квартирку-домик, а потом оказались в Каменке-Садовке — там в основном «Земун» и снимался. Когда я увидел эти равнины,  у меня челюсть отпала. Там мы познакомились с фермером Лешей. Интерьеры коровника в фильме — это его, и стадо тоже его. Уже в конце 2018-го мы конкретно под ту местность переделали сценарий: ушли дурочки, ушел глухонемой брат, все изменилось, осталась только корова Земун. Этот сценарий в 2019-м я послал Максу Эфросу. От него через редактора Аню сценарий попал к Алексею Ефимовичу Учителю. Уже летом мы готовились к питчингу в Минкультуры.

У людей часто ощущение, что режиссер обладает властью, но нет никакой власти, только компромиссы

На каком этапе к проекту присоединился Евгений Ткачук? Все знают о его конно-драматическом театре. Может, это привело? Иногда, кажется, будто сценарий писался под него специально.

В одном из первых вариантов «Земуна» был такой персонаж Кривой. И его как раз Ткачуку предлагал, главного героя должен был играть Костюкевич. Я как друг обещал ему. Но после питчинга, прочитав уже новый сценарий, Ткачук сказал, что хочет сыграть Егора. А я-то думал, что актер дорогой, пусть лучше эпизод возьмет.

Количество смен просто посчитал, да?

Да, да. Но Ткачуку очень все понравилось, он действительно полюбил этого героя. В нем есть какая-то особая природная эстетика природы, при этом она и в мыслях. Сложно было с Никитой Костюкевичем. Он в итоге сыграл одного из парней, которых кормят землей. Я говорю: «Никит, давай, я тебе роль Толика дам, но при этом не прощаемся, ты моя правая рука». У людей часто ощущение, что режиссер обладает властью, но нет никакой власти, только компромиссы. 

«Земун». Реж Эдуард Жолнин. 2022
Герой занимался сексом с немой и умирал, уходил в землю

Мне кажется, таких фильмов у нас в России не было. Я это не ради комплимента говорю, а просто, чтобы зафиксировать, что есть традиция советских революционных истернов, но вестерна как конструкта мифологического, насаженного на русский пейзаж в общем-то, не было. Такой даже картинки — стадо коров, которое куда-то там идет, — в голове нет. Ты рассказал, как пришел к осуществлению замысла, а как родилась визуальная стилистика фильма? Из поездки на Хопёр?

Там она уже зафиксировалась. Уже в 2016-м мы сделали пробный тизер в Ивановской области. Но там немного другой пейзаж  — леса, горы, средняя полоса, другая эстетика. А в 2018-м в Воронеже и в Новохопёрске оказалось, что айфон очень хорошо передает цвета в фотографиях цвета того самого Голливуда. Хопёрские объекты в камере айфона  становились кадрами фильма. А у нас в России зрительское кино (я не говорю сейчас об авторском) полностью подчинено голливудским лекалам.

Потому что это глобальные тренды.

Да, эта вторичность существует как своеобразная карта для зрительского мозга. Зритель говорит: «О, как „Перл Харбор“!» или «О, это как „Гладиатор“ или „Безумный Макс“». Кэмпбелл как раз этому учит. Поиску своей почвенности. Он пишет в книге о разных мифах — скандинавских, африканских, южноамериканских, китайских. Его интересуют все религии и их сходство.

Чтобы можно было найти универсальный ответ в себе…

И я восемь лет искал возможность эту общую простую мысль заземлить именно здесь, в России, в Новохопёрске. 

«Земун». Реж Эдуард Жолнин. 2022

Платонов тоже оказался к месту. Умер главный герой или не умер? — это ведь очень платоновский вопрос. Дана, конечно, реалистическая отгадка. Сон. Но, может, он по-платоновски возродился, встал из могилы, чтобы заново и по-другому прожить свою жизнь.

Да, но в «Земуне» первоначально был снят другой финал. Но в контексте монтажа все сработало иначе. У нас в финале сценария, одобренного Минкультуры, герой занимался сексом с немой и умирал, уходил в землю. На съемках мы это убрали и снимали другой финал, который не принимал Учитель. А потом я понял, что у меня финал на самом деле снят где-то на 26-й минуте. 

Работа над фильмом продолжается до последней склейки. Монтаж — уникальный этап создания фильма. Чему научил Голливуд и вообще хорошее кино: финал должен быть снят. Должна быть внятная, эстетически выверенная точка. И я понял, что эта точка у нас на 26-й минуте. И мы, не разрушая структуру истории, переставили сцену, поменяв месседж. Похожий финал в «Гравитации» Куарона, где героиня просто встает на ноги и уходит. В нашем есть ощущение стойкости героя и реальности пространства, в которое он уходит. Мне кажется, что вопросы зрителя — «сон это или явь?» — вторичны по отношению к этому простому ощущению. 

Оппенгеймер и Врубель — это фигуры равнозначные по безумию

Насколько я понял, ты хочешь быть автором, который пробует себя в самых разных жанрах, хочет рассказывать самые разные истории. Можешь рассказать, что у тебя дальше по плану? Над чем собираешься биться?

Сейчас я завершаю работу над новым сценарием. Называется «Демон», это байопик, биография Михаила Врубеля. История не столько болезни, сколько фаустовская. Но основанная на реальных фактах биографии, в центре — создание «Демона поверженного». Это фильм о том, как он постепенно сходил с ума, терял грани реальности. И сюда же нанизана фактура начала ХХ века, те мысли, эстетика декаданса, предощущение Антихриста и зла как воли, которую мы предощущаем. Это и в поэзии Блока очень хорошо явлено. Сценарий практически готов. Но он давно лежал у меня в голове.

«Земун». Реж Эдуард Жолнин. 2022

Чем именно Врубель тебя зацепил, и ты подумал, что он важен именно сейчас?

Я увидел тизер фильма Нолана про Оппенгеймера. Там, конечно, другие мотивы, но я почему-то подумал, что, если бы мне пришлось поработать в таком жанре психологического биографического триллера, то я бы в герои себе выбрал Врубеля.

«Демон поверженный» — это то же апокалипсис человеческой воли. Мне очень понравилась подробная выставка в Третьяковке. Я прочитал очень много книг о нем. Исследовал все места Петербурга и Москвы, с которыми была связана его жизнь. В моем замысле есть что-то соррентиновское по эстетики сцен и диалогов. А может, какие-то следы «Доктора Фаустуса» Томаса Манна. Все собирает воедино ницшеанская болезнь Врубеля. Мне сейчас в 35 лет это стало понятно, я сумел для себя это разобрать и вычленить. Прикоснись я к этой истории пять лет назад — не знал бы, что по этому поводу говорить. А Нолан – один из любимых моих режиссеров, и благодаря ему я почему-то  понял, что Оппенгеймер и Врубель — это фигуры равнозначные по безумию.

Получается, для Запада типичный мятежный провидец — это ученый, а для нас — художник. Что тебя захватывает в Нолане? 

Цепляет его приверженность к натурализму съемочного процесса. И еще его скорсезевская любовь к большому экрану. И размах. Цепляет то, что это Кино! 


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: