Интервью
Канны

Уэс Андерсон: «Главным чувством была детская влюбленность»

Кажется, вы впервые указываете точное время действия — 1965-й год, еще до вашего рождения. Этот год для вас чем-то примечателен?

1965-й знаменует конец эпохи невинности в Америке — по крайней мере, эпохи кажущейся невинности. Невинности, которая держалась хотя бы на поверхности. Этим детям в 1965-м году по 12 лет, к их 18 годам культура абсолютно изменится. В фильме присутствуют легкие отзвуки рок-н-ролла, но через пару лет рок-н-ролл уже будет повсюду.

Давайте тогда поговорим о музыке, которая всегда имеет большое значение в ваших картинах. В «Королевстве» каждый из герой слушает свои песни: Хэнк Уильямс, Франсуаза Арди. У родителей главной героини не умолкает дома классика. Расскажите, как вы подбирали на этот раз музыку.

Музыка Бенджамина Бриттена задавала тон всего фильма, я сразу понял, что она будет там звучать. Бриттен часто сочинял для детей, а дирижирует на этих записях Леонард Бернстайн. Что касается той сцены, где Сэм и Сюзи танцуют под Франсуазу Арди на пляже, то для меня это ключевая сцена — «Королевство полной луны», собственно, началось с нее у меня в голове. А вот Хэнк Уильямс появился, только когда мы монтировали первую сцену с героем Брюса Уиллиса. Монтажер сказал: что-то должно играть по радио. Я поднялся к себе в квартиру — я прямо над монтажной студией живу — и принес несколько альбомов, в том числе, Хэнка Уильямса. Вроде бы подошло. А потом как-то само так получилось, что Уильямс стал играть при каждом появлении Уиллиса, начал ассоциироваться с ним.

Уэс Андерсон

Вы, кстати, знали, что Франсуаза Арди, подобно многим вашим персонажам, росла в дисфункциональной, как это называют психологи, семье?

Нет, надо бы почитать. Но я знал, что слова этой песни написал Жак Дютрон, которого я тоже очень люблю. Может, это песня о них двоих, не знаю.

В последнее время я стараюсь писать сценарии, не задумываясь об актерах.

Заключительные титры у вас сопровождаются очаровательным мастер-классом по работе с саундтреком, можно услышать по отдельности инструменты оркестра — от акустической гитары до укулеле. Зритель, смотрящий кино до последнего кадра, будет вознагражден.

Пустить нашу собственную версию композиции Бриттена под титры — это мы придумали уже под конец. Просто мы записывали музыку нашего композитора Александра Депла секциями, и я подумал: а почему бы не попробовать ее разъять на куски? По-моему, оркестр служит метафорой всей картины в целом. Ведь также устроен и сам фильм. Это вообще развитие идеи Бриттена — идеи разделения на части. Правда, мы использовали версию Бернстайна с текстом, которого там раньше не было, такой вот вышел интересный союз. Почти что кинематографический.

В одной из самых красивых, трогательных и смешных сцен — перед свадьбой — герои говорят что-то друг другу, но мы их не слышим. Видим только, как кто-то прыгает на батуте. У вас в сценарии был прописан их диалог?

Изначально сцена должна была выглядеть так, как она выглядит сейчас. Потом я ее переделал, чтобы зрители слышали слова, но затем вернулся к первому варианту. Я примерно знаю, что они произносят, но актеров все равно было плохо слышно. Так что я не уверен. Думаю, они многое сочиняли на ходу.

На съемках фильма «Королевство полной луны»

Вы обычно верны своей актерской семье, но на этот раз много новых лиц. Например, неожиданный для вашей вселенной Брюс Уиллис.

Я много лет люблю Брюса, и мне подумалось, что я смогу отчасти использовать его сложившийся образ — он же у меня играет полицейского — и добиться чего-то нового. Я редко вспоминаю предыдущие роли актеров, которые у меня снимаются, но вот Брюсу, мне показалось, его опыт пригодится. В последнее время я стараюсь писать сценарии, не задумываясь об актерах. Чтобы герои вели себя так, как они должны себя вести. Но рано или поздно меня все равно посещает мысль: вот кто отлично сыграл бы эту роль.

Я не задаюсь целью исследовать какой-то конкретный аспект своей личности.

И это ваш первый за долгое время фильм без Оуэна Уилсона… Вы не поссорились?

Нет, он даже сюда должен был приехать, хотя и не снимался на этот раз. Просто мы очень близки, у нас много общего. Никакой ссоры, конечно, не было. Оуэн мог бы сыграть вожатого в скаутском лагере, но его сыграл в итоге Эдвард Нортон: я давно мечтал с ним поработать, мы долго переписывались на эту тему. Нортон словно сошел с картины Нормана Роквелла, это очень подходящий типаж для мира, который изображен в «Королевстве».

Так с чего же началось «Королевство полной луны»: с острова, с детской влюбленности?

Вот именно с этого. И с того, и с другого одновременно. Прототипом острова из фильма послужил остров, на который я часто езжу уже лет 15. А главным чувством, побудившим меня к созданию картины, была как раз детская влюбленность — абсолютно всепоглощающая, какой я ее помнил.

Все мои фильмы — так или иначе, личные, от начала до конца. Я не задаюсь целью исследовать какой-то конкретный аспект своей личности. Каждый раз получается по-новому: «Королевство», например, кто-то однажды назвал «воспоминанием о фантазии». Это эмоции, которые я сам испытывал в том возрасте, и мое представление о том, как эти эмоции надо выражать.

На съемках фильма «Королевство полной луны»

Что именно из вашего персонального опыта вошло в фильм? 

Не могу назвать ничего определенного — только общие эмоции.

У девочки в картине братья младшие, но тот, который больше разговаривает, он, по-моему, родственник моего старшего брата. Он постоянно слушает музыку и сам играет на пианино, талантливый парень. Что касается скаутского детства, то я, по-моему, не успел дослужиться ни до какого звания и не получил никаких знаков отличия. Так, сходил на пару собраний. А перестал ходить, кажется, потому что некому было меня на очередное собрание везти. Родители к этому относились без особого энтузиазма, да и я, по сути, тоже. Наверно, не судьба.

Я любил читать фантастику — вроде тех книг, что читает главная героиня. И я помню, как мне хотелось, чтоб вымысел стал былью. Это как глубоководное погружение: книга становится твоей реальностью.

Какая-то магия возможна только в кино.

Помимо многочисленных фантастических книг в кадре появляется руководство по обращению с непростыми детьми, так сильно травмировавшее главную героиню. Вы тоже в детстве находили что-то подобное у родителей?

Да, это правда (явно смущаясь).

И вы говорили об этом с родителями?

Нет. Было бы неловко, да не так уж это и важно. Мама бы не стала это читать. Она об этом и не знала, я тогда жил с отцом и мачехой. Она, наверно, думает, что я все придумал, а папа, может, и помнит мою брошюру.

На съемках фильма «Королевство полной луны»

Раньше вы основное внимание уделяли семье, но в «Мистере Фоксе» и «Королевстве» изображает небольшие группы людей, сообщества — тоже в своем роде семьи.

Я редко задумываюсь о темах в своих фильмах — они проявляются сами по себе. Вот я сейчас работаю над следующим сценарием, который буду точно снимать в Европе. В нем много героев, и все одинокие, семьи нет ни у кого. Это ж тоже не случайно, хотя я и не отдаю себе в этом отчета.

Что поменялось в вашей режиссерской манере после работы над мультфильмом — «Бесподобным мистером Фоксом»?

Я многому научился: например, узнал, что последовательность событий в анимации немного другая. Сначала записываешь актеров, потом делаешь анимированный сториборд, потом монтируешь — и только потом, собственно, снимаешь фильм. Монтаж предшествует съемкам. Стивен Спилберг вроде бы так иногда работает, но мне лично это было в новинку. Такой порядок помогает тебе сосредоточиться и не тратить время зря: ты точно знаешь, что тебе нужно. Помогает избежать некоторых ошибок. Но не все то, что происходит на съемках игровых картин, может происходить на съемках мультипликации. Какая-то магия возможна только в кино.

Всегда ведь интересно, когда в кадр вдруг влетает бабочка и садится кому-то на руку, а режиссер продолжает снимать.

В ваших картинах всегда много всяких приспособлений и винтажных штуковин. Дома у вас тоже, наверное, завалы старых пластинок и все такое?

Нет, у меня нет пластинок, у меня скорее вот такое (показывает на айпод). В фильме (movie) всегда должно быть что-то трогательное, подвижное (something that moves). В кино всегда предпочтительней поставить пластинку, чем нажать на кнопку. Это красивый реквизит, но в жизни все по-другому. Моя квартира в Нью-Йорке выглядит примерно так (на этот раз показывает на свой наряд — коричневый пиджак, коричневые брюки и коричневые туфли). Она совсем не такая яркая, как мои декорации. Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали — это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали. Движения камеры и общее построение мизансцен — это не сознательные решения, это скорее нечто вроде почерка. Я это делаю именно так, а не иначе; иначе мне не нравится. Но вообще я все-таки прежде всего думаю о своих персонажах, отталкиваюсь от них.

На съемках фильма «Королевство полной луны»
«Королевство полной луны»: Сто дней детства «Королевство полной луны»: Сто дней детства

Роберт Олтман однажды сказал, что на съемках он «ждет, пока произойдет что-то непредвиденное». Вы тоже этого ждете и не удаляете потом «непредвиденное» при монтаже?

По-моему, вся методика Олтмана основана на ловле таких случайностей: на всех закреплены микрофоны, камера шастает, где ей вздумается. Думаю, если посмотреть у него пять дублей одной сцены, то мы увидим пять разных сцен. Он сам, наверное, даже не назвал бы это стилем — просто он так снимал актеров. Я не придерживаюсь этой системы целенаправленно, но для меня это очень важно — внезапные перестановки, спонтанность. Такое часто бывает, но, в основном, в мелочах. Всегда ведь интересно, когда в кадр вдруг влетает бабочка и садится кому-то на руку, а режиссер продолжает снимать.

Когда вы только начинали, вас часто сравнивали с Уитом Стиллманом. Сейчас он снял «Девушек в беде», вы — «Королевство полной луны», и явно, что сходств все меньше и меньше. А кого бы из современников вы могли бы назвать своими единомышленниками?

Есть современные режиссеры, методами которых я восхищаюсь, методы которых мне близки: Педро Альмодовар, например, гнет свою линию уже столько лет и не идет на компромиссы. Или братья Коэн. Это, по-моему, бергмановская парадигма: снимать так, как хочется, из раза в раз, не снижая планки.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: