Рецензии

«Варкрафт»: Фикус религиозный


Варкрафт. Реж. Данкан Джонс, 2016

Окинув взглядом родной свой мир Дренор, могучие и тупые орки понимают, что мир этот нехорош: ресурсы выкачаны, дубравы выкорчеваны, заливные луга, где паслись в ожидании насадки на вертел вкусные быки, выжжены. Даже самый одухотворенный, неизбалованный и охочий до телевизора человек не найдет поводов для гордости такой родиной-уродиной, что уж говорить об орках. В советской социальной драме бобыль-алкоголик при схожих жилищных обстоятельствах бросает пить и берется обустраивать им же убитый кров, для начала скорее символично, чем конструктивно полив усохший фикус и застелив стол пронзительной клеенкой с нарисованными фруктами. В голливудских фантастических блокбастерах представители воинственной расы сразу смотрят за забор в цветущий огород к соседям по Вселенной на предмет вселиться и гадить на новом месте.

Новый мир у орков на примете есть — это населенный людьми, эльфами и гномами Азерот. В Азероте красиво, чистенько и культурно: «Мы тут живем в дружбе и в гармонии», — говорит королева Тария, не сплюнув в порядке суеверия через плечо, а зря. Проникнув в Азерот через магический портал, первый отряд орков начинает обживаться там в соответствии с посконными традициями — то есть предельно по-свински. Кропотливо взрощенная азеротская толерантность трещит по швам.

Обнаруживать в сюжете киносказки отголоски горячей политической повестки дня — общее место для фэнтези-блокбастеров (см. «Голодные игры»), удовольствие из небесспорных и, наверное, не сравнимое с тем трепетом узнавания, которое ощутят, сходивши на фильм, миллионы поклонников World of Warcraft — легендарной компьютерной «стратегии» и едва ли не религии. В этой заметке речь не о новом этапе в истории онлайн-вселенной, а всего-то о кино, а потому последние на этом абзаце могут и откланяться. Не портите себе свежесть восприятия, просто идите и смотрите. Посмотреть в «Варкрафте» есть на что. Да, цифровые замки и павильонные пейзажи мерцают нейтрально-бездушной красотой обоев «рабочего стола», зато очень удались орки, которые, пускай артисты и пропущены через жернова технологии performance capture и обильный компьютерный make-up, выглядят совершенно как живые. Мощные, громадные, голова размером с кулак (не наоборот), тяжелые кольца подрагивают в клыках. Про клыки, торчащие не как у вампиров, по настроению и сверху, а перманентно и снизу, сразу думается — а как с ними жить, есть, молиться, любить. Наверняка непросто: сцену с попыткой межрасового поцелуя авторы, вполне вероятно, не доводят до греха хоть сколько-нибудь плотского из соображений не только рейтинга 12+ (он неоправданно высок — с детворой на фильм можно шагать смело), но и чисто технических.

Поцелуя так и не происходит — отчего сочувствие только крепнет. Одна из программных фишек World of Warcraft, как известно, состоит в том, что играть можно за любую из рас, и в фильме мультикультурный посыл только крепчает. Во «Властелине колец» (с которым, как и с «Игрой престолов», «Варкрафт» будут непременно сравнивать, причем не в его пользу; во «Властелине» драматургия стройнее, а в «Игре» — острее) орки — однородная серо-бурая гоп-масса на одно богомерзкое рыло. Иное дело в новом фильме, где орки разные, и симпатия к отдельным особям не означает, что вы не особенно даже латентный, а вполне конкретный социопат. Есть орки страшные (харизматичный национальный лидер Гул’дан, колдун-силовик в преклонных годах и отличной физической форме). Но есть и няшные: анимированный от родничка до пяток детеныш уплывает на маленьком плоту в будущее, туманное во многих отношениях. Тут и жирный намек на сиквел, и одна из самых верных дурных примет в коммерческом кино: о сколько было стартовавших с далеким прицелом и открытым финалом франшиз, упавших в кассовую бездну. Также встречаются орки сексуальные (красавица-полукровка Гарона) и либеральные: раздумчивого, вопреки имени, оппозиционера Дуротана быдло-большинство воспринимает как национал-предателя — причем не без оснований.

Но психологическую глубину «Варкрафта» никак не назовешь чрезмерной. Одноклеточный цепной орк режима Чернорук — это вам не многогранный папаша Мюллер из «Семнадцати мгновений», а орки развернуто реабилитированы в «Шреке». Да и отличить отрицательных персонажей от положительных в картине немногим сложнее, чем преуспеть в бесхитростном искусстве трактовки сигналов светофора: если у кого в магические моменты глаза лучатся ядовито-зеленым, значит, чужой. А если приятной синевой — стало быть, свой.

Поскольку «Варкрфат» — скорее пролог к основной сказке, победителей в войне орков и людей так и не случается. Да это и не принципиально, ведь главная интрига и основная битва разворачивались за кадром — между боссами Universal и Blizzard и талантливым режиссером Данканом Джонсом, впервые получившим на руки пухлый бюджет. Замысловатый почерк автора «Луны 2112» и «Исходного кода» здесь не считывается («нам, конечно, нравится ваше оригинальное видение, только вот это уберите и это вот тоже»). По сравнению с изощренными пространственно-временными ходами, которые Джонс открывал в своих прежних картинах, «Варкрафт» — пусть не грубая садовая калитка, но проседающая под собственной тяжестью и не особо функциональная пышная арка. Вроде нарядного портала, который, ложась костьми, нищие орки в фильме строят, будто помпезный стадион для чемпионата мира, который не факт, что состоится. «Варкрафт» — живописный и развлекательный, но стандартный летний аттракцион-однодневка — однако это не повод ставить крест на карьере Джонса, уже приступившего к съемкам давно задуманного фильма поскромнее; почему-то верится, что он будет хорош.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: