Война
Это была эпоха телесериалов. В России тогда еще не начали снимать свои многосерийные саги, то ли не умели, то ли не имели возможности. Мы потребляли продукт, произведенный в США и Латинской Америке. Первый русский телесериал оказался самым жестоким, грязным и кровавым из того, что нам показывали в те годы. Название ему так и не придумали.
за сохранение и целостность государства»… Но очень скоро появилось одно лишь слово, которое употребляли все, независимо от отношения к происходящему, и это единственное слово сразу же все
объясняло. Чечня.
Премьера первой серии состоялась
морозным, декабрьским вечером, с показа колонны бронетехники, двигавшейся по замерзшей дороге, мимо небольшого села. Смысл происходящего на экране понимали далеко не все, сюжет выглядел размытым, персонажи высказывались сумбурно и невнятно. Приближался Новый год, и миллионы телезрителей больше
беспокоились о елках, шампанском и мандаринах.
Но именно в Новый год все изменилось. В городе Грозном, одном из главных мест действия нового зрелища, происходило то, что до этого показывали лишь в фильмах о Второй мировой войне. Сотнями гибли люди, горела бронетехника, рушились дома. В боях за железнодорожный вокзал чуть ли не целиком погибла целая мотострелковая бригада вместе с командиром. Но в праздники не принято показывать по телевизору страшное, поэтому пока одни умирали, другие
сидели за праздничными столами.
Продолжение показали через несколько дней, и это
было как удар обухом по голове. Зритель прилип к экрану и затаил дыхание. Автором и режиссером новой серии стал Александр Невзоров. В страшном сериале под названием «Чечня» появилась смысловая нагрузка и четкая позиция. Впоследствии режиссеры сериала менялись так часто, что у зрителя начала пухнуть голова: тот, кто вчера был героем, сегодня оказывался полоумным маньяком, и наоборот. Солдаты на экране выглядели то грязными и завшивленными подростками, которых лупят доблестные бойцы чеченского
Война
сопротивления, то доблестными псами войны, которые дают прикурить бородатым террористам.
От таких поворотов многие впали в ступор и перестали следить за событиями, но новый летний сезон, получивший подзаголовок «Буденновск», взбудоражил каждого. Отряд боевиков расстрелял городской РОВД, а потом захватил в заложники целую больницу. Рейтинги сериала взлетели до немыслимых высот. Несмотря на смешение жанров — от криминальной драмы до трагифарса (если вспомнить телефонный разговор премьера Черномырдина с полевым командиром Басаевым), — финал оказался трагическим. Полторы сотни убитых, в три раза больше раненых и злодеи, ушедшие от возмездия.
Зрители не успели еще отойти от Буденновска, а на экране шел уже новый сезон под названием «Кизляр». И хотя сюжет получился практически идентичным, рейтинг не падал. Через несколько месяцев ликвидировали самого главного телезлодея Дудаева. Наметилась развязка. Один из самых кровавых сериалов конца прошлого века подходил к концу. Война закончилась. Для одних — в виде телевизионного зрелища, пусть и страшного, но далекого и как будто не настоящего. Для других — реальная, с артобстрелами, трупами и сожженными танками на улицах Грозного. Ясно одно, людям, оказавшимся на войне по разные стороны телеэкрана, друг друга не понять никогда.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино