Сериал

Путь всякой плоти — «Вертинский» Авдотьи Смирновой

На KION начался показ восьмисерийного «Вертинского» Авдотьи Смирновой (позднее его покажут по «Первому» в сокращенной редакции). Алексей Васильев рассказывает о совершенно нестандартном байопике и признается в любви к его создательнице.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021

Огромный фильм — вокруг света за 40 лет, через революцию и две мировых войны, Париж, Берлин, Америку и Китай, в компании Мозжухина, Дитрих и Молотова — начинается так же, как всякий человек приходит в жизнь: с голым задом. В первом кадре киноэпопеи Авдотьи Смирновой 25-летний Александр Вертинский зарабатывает на кокаин, который в 1915 году в Москве отпускают в аптеках, натурщиком — позирует обнаженный художникам-студентам. После революции 1905 года, среди прочих демократических свобод отвоевавшей отмену цензуры, в России стоял Серебряный век: среди молодых людей искусство и красота жеста ценились превыше всего. Общество отдыхало от заданного ритма прежних будней, пока по стране бежала трещина, которая вскоре углубится так, что страны не станет.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021
После ни один из нас недели три не мог выдавить из себя даже той требухи, которую писал обычно.

Авдотья Смирнова — автор великолепных сценариев («Дневник его жены», 2000, о Бунине) и фильмов («История одного назначения», 2018, о Льве Толстом), в которых она по-свойски и при этом поразительно непохабно уже оголяла, хотя и в переносном смысле, зады великих русских писателей рубежа XIX-XX веков, давая живые картины их частной жизни. Она имела на это право знатока, а гарантом такта выступала ее любовь. В конце 1990-х, когда Смирнова бралась за Бунина, все мы еще никак не могли насытиться актуальной заграничной культурой, к которой, наконец, получили полный доступ, а она упивалась русской классикой. Это было страшно несовременно, и именно Смирнову, с ее знаниями законов русской словесности, главный редактор «Афиши» вздумал поставить над нами цербером.

Мы познакомились со Смирновой, делая журнал, который взял за образец еженедельники, освещавшие культурную жизнь главных столиц мира — Лондона, Нью-Йорка — и поначалу больше имитировали «движуху» в Москве, чем комментировали. Но к концу первого года нашей работы наплодились dolby-кинотеатры, в клубы хлынули мощнейшие западные исполнители и диджеи, книги стали переводить уже через год после их выхода «там», и наш предновогодний номер был в четыре раза толще, чем тщедушный первый, который мы выпустили в апреле. Смирнова освещала в журнале книги, я писал про кино, и однажды главред усадил меня и других авторов перед ней слушать лекцию о том, как правильно писать статьи. После ни один из нас недели три не мог выдавить из себя даже той требухи, которую писал обычно.

Потом мы выяснили, что ей вся та история с лекцией тоже была некомфортна, что Смирнова не страшная, но, конечно, другая: в болтовню перерыва она могла вплести что-нибудь из школьной программы, от чего с детства сводило зубы, какую-нибудь «Капитанскую дочку», причем рассказать про нее так, что допотопная книжка выглядела вершиной совершенства и естественной грации. В ее пересказе чтение Пушкина было волшебно и естественно, как вдох и выдох морского воздуха, — а вот она сама, то ли из-за экзотичности выбора предмета для восхищения, то ли из-за резковатой манеры отвешивать фразы, то ли из-за стиля поэтесс 1930-х годов, что неуловимо, но упорно прослеживался, как тогда мне казалось, в ее прическе, украшениях, нарядах и, в итоге, самой внешности, производила впечатление диковинное.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021

Первый фильм по ее сценарию, который я увидел — «Дневник его жены» — хоть его и ставил другой режиссер, полностью передавал этот ее дух: смотреть его было просто, как съесть обед, и в то же время он ни на секунду не переставал быть диковинным фильмом из диковинной жизни.

Рифма к слову «осень» Рифма к слову «осень»

Бунина в нем играл отец Смирновой, Андрей Смирнов, режиссер «Белорусского вокзала» (1970). Его следующий фильм «Осень» в паре с «Зеркалом» Тарковского в середине 1970-х киноначальство распорядилось вынести на товарищеский суд бесконечных статей о «завороте не туда талантливых наших кинематографистов, погрузившихся в новых своих лентах в настолько интимные переживания, что в отрыве от жизни страны, от чувства причастности, характеризующего советского человека, сами эти переживания стали выглядеть нереально, вымученно». В 1976 году «Осень» выпустили, и народ, от которого Смирнов оторвался, смотрел его историю адюльтера с большим интересом, но фильм было рекомендовано не задерживать в прокате. В эпоху отсутствия торрентов и даже видео это означало полное исчезновение, недоступность.

Впрочем, тут мы вступаем на скользкую дорожку психоанализа

В следующей картине, «Верой и правдой» (1979), Смирнов взял, наоборот, тему государственного значения — вопросы архитектуры в строительстве массового жилья, но и тут вляпался: наступил на больные мозоли амбиций живых и здравствующих членов Союза архитекторов. Фильм постигла та же участь. Столь противоречивые сигналы надолго охладили его желание снимать кино. В постсоветское время он вернулся в строй, но еще больше, чем режиссер, зазвучал как актер повышенной органики: своей естественностью существования в образе он переиграет и подыхающего пса — что в «Дневнике его жены» он, собственно, и сделал. Именно роль Бунина стала поворотным пунктом его возвращения в кино.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021

Опыт отца, которого в советской прессе официально пропечатывали как «нашего замечательного», однако показывать велели «только недолго и пока мы не смотрим», возможно, сыграл определенную роль в выборе Вертинского в качестве предмета для opus magnum дочери. Когда-то имени Вертинского было достаточно, чтобы набить ресторан в любом городе, от Стамбула до Харбина, однако слушали его спиной и жуя. А Сталин, прослушав песню Вертинского о себе, сказал: «Песня хорошая, но исполнять ее не нужно».

Идеи — они что-то вроде бесов в христианской культуре, завладевая человеком, мешают ему слышать реальность и провоцируют зло.

Впрочем, тут мы вступаем на скользкую дорожку психоанализа, но что точно роднит впечатления от Авдотьи Смирновой и Вертинского и их творческих оттисков, это сочетание диковинности с легкой усваиваемостью. Вертинского, всего на жестах, на сингапуре, в костюме Пьеро и позе «усталого старого клоуна», который машет «мечом своим картонным», одинаково близко к душе принимали и самые накокаиненные фифы Европы и Сан-Франциско за завтраком с шампанским, и донецкие шахтеры в рабочий полдень. Смирновские экзерсисы из крученой жизни былых времен заглатываются так, что невозможно остановиться, пока она сама не перестанет. Копаться в механике этого эффекта, разбирать на запчасти природу столь странного обаяния я сам не хочу и никому не советую ни в их случае, ни в случае других художников и просто знакомых, сочетающих сермяжную правду с нездешностью. Это же приятные загадки, а не детективы, где надо найти убийцу. Вот пусть и впредь сохранится это приятное волнение встреч.

Однако в том Вертинском, которого Смирнова создает в фильме при помощи безукоризненно встроившегося в образ артиста Алексея Филимонова, основными являются те черты, которые я склонен видеть и в самой Смирновой. Главная — это поразительное пренебрежение к любым погонам. Когда эмиграция встает на дыбы при малейшем упоминании советских деятелей, Вертинский спокойно приводит на белогвардейский Старый новый год работников советского посольства в Берлине и превыше всех отношений в своей жизни ценит дружбу с вымышленным пролетарским поэтом Агеевым. Он видит в людях людей, интересных собеседников, а не носителей идей, хотя не раз в фильме получит за это по башке. Уже в «Истории одного назначения» наметилась эта тема, а здесь раскрылась сполна: идеи — они что-то вроде бесов в христианской культуре, завладевая человеком, мешают ему слышать реальность и провоцируют зло.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021

Юность Смирновой, ее вхождение в жизнь, выпала на время, очень похожее на то, когда входил в жизнь Вертинский. Перестройка тоже вдохновила молодежь устроить себе большие каникулы от будней, хотя и побежала по стране трещина, которая ее уничтожит — только если в случае Вертинского была Россия, то в случае Смирновой, наоборот, Советский Союз. Но в тот момент было важно не это, была важна игра и новая свобода. Смирнова сразу после школы захотела в кино, а попала в рок, рассадник перестроечного «серебряного века». Она устроилась редактором к Соловьеву, а он как раз снимал «Ассу». И следующим номером одалживала свою уже тогда появившуюся цветаевско-ахматовскую стать группе «Тупые», одной из самых эксцентричных групп московской рок-сцены. Ее лидер, Дмитрий Голубев, во время выступлений наряжавшийся то в бабку с рынка, то в бог знает кого, начал с создания домашнего журнала, который постоянно полемизировал с другим, несуществующим журналом, и критиковал несуществующие рок-группы, одна из которых называлась «Тупые». Когда перестройка вошла в зенит, он решил показать выступление вымышленной группы на сборном концерте — и «Тупые» остались. А после вместе со Смирновой создал и тот самый вымышленный журнал, с которым полемизировал первый. Чистая игра, сопоставимая с домашними маскарадами молодого Вертинского и друзей — в которой отражалось, однако, отблесками передовиц и сиюминутное, и вечное. В одном из недавних ретро-материалов о группе под фотографией Смирновой стояла подпись, мол, а вот «это — ВНИМАНИЕ! — жена Анатолия Чубайса». Не я это сказал, но черта с два, если я это не подумал. Это к вопросу о том, с какой непринужденностью пересекают и Вертинский, и автор фильма о нем, всякие идейные и государственные границы.

Жизнь в первой половине ХХ века подобна купанию в реках, которые то и дело замерзают.

Мир вокруг молодых Вертинского и Смирновой сперва дал трещину, а потом развалился. В случае Вертинского начался бег, Дуня же всегда оставалась в России, а такой бег звезды Серебряного века по межвоенной загранице стал сюжетом ее первого игрового сценария, который она написала в 25 лет, «Мания Жизели» (1995). Та лента о балерине Спесивцевой сегодня выглядит эскизом новой работы о Вертинском: так же сменяются мировые столицы, так же задокументированные события и реальные персонажи соединяются с линиями и людьми вымышленными, которые, однако, выглядят реальнее всамделишных, потому что стали в сценариях Смирновой порождением образных структур творчества главных героев или их современников: ведь явились же они им откуда-то? И так же праздник Серебряного века обступают и догоняют в новом месте новые оковы. Жизнь в первой половине ХХ века подобна купанию в реках, которые то и дело замерзают. Ты бежишь к другой, теплой, но и ее сковывают льды.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021
И движение мысли от итога к итогу не менее увлекательно, чем движение сюжета жизни артиста, какой она рассказана в фильме.

Эти 25 лет между «Жизелью» и «Вертинским», когда сравниваешь фильмы, показывают, насколько же Смирнова не пропустила жизнь, обогатилась ею, использовала и человеческий опыт, и опыт творческой работы в кино. Набралась мудрости. Та лента была картиной о безумии, которое преследует и нарастает в человеке, оторванном от родины, от возможности простосердечно любить в мире между революцией и мировой войной — в мире политических конфронтаций, где мужчины из просто людей превратились в носителей погон, в знаменосцев непримиримых идей, где за их поступками маячат тени таинственных задач государственной важности. «Мания Жизели» была взглядом в прошлое, в хоть и кровоточивший еще, а все ж кусок истории. Нынче в «Вертинском» она через тот же бег человека Серебряного века рассказывает историю на все времена. Историю про ту цикличность, что характерна в принципе для человеческой жизни, когда после краткой весны, когда весь мир согласен с твоим персональным цветением, по пятам начинает преследовать зима. Причем на долю Вертинского выпала зима из самых лютых: в Берлине он застал безобразный триумф фашизма, и все, что связано с нацистской главой вызывает у Смирновой ужас, гнев и брезгливость. В эти сцены Смирнова вводит стилистические заимствования из «Конформиста» и «Кабаре», и лично мне пришла в голову мысль, что всё, что сказано о Вертинском, можно ведь отнести и к жизни всякого мальчишки, что весело прошагал отрочество в гитлерюгенде, а накануне тридцатилетия увидел красный стяг над рейхстагом: можно же ведь еще вот так, как этот пацан, попасть!

Раз уж зашла речь о заимствованиях: они не становятся в фильме важным элементом, но Смирнова же сама не была там и тогда, где прошла жизнь Вертинского, так что если есть в мировом кино какой-то канонический образ, мизансцена времени и места, по которым мы их опознаем как по фотографии, она не стесняется их повторить. Так, погрузку белоэмигрантов на последний корабль до Стамбула, эту запруженную лестницу вдоль высокого борта с ее толчеей мы уже видели не только в «Беге» Алова и Наумова, но и, в уже отраженном от того, кадре из прошедших куда менее заметно «Берегах в тумане» Карасика. Думается, Смирнова как раз и берет именно растиражированные эпигонским кино образы, потому что в силу их повторов они за десятилетия обросли в нашем сознании силой фотодокумента.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021

Но, повторюсь, прием этот не является самодовлеющим элементом: цитата возникает только тогда, когда в истории кино есть образ, заменивший в нашем коллективном сознании представление о том или ином историческом моменте, стране и ее эпохе. Вообще, режиссерская рука Смирновой очень расслаблена, она берет те средства, которыми удобнее и доходчивее будет рассказывать историю и донести мысль, которая должна соединить эту историю с современностью. В связи с фильмом пока больше всего пишут об аутентичности материалов, которые использовала художница по костюмам Светлана Тегин, сооружая совершенно фантастические наряды для персонажей Веры Холодной и Марлен Дитрих: то есть игравшие их актрисы (Паулина Андреева и Виктория Исакова) действительно чувствовали себя в костюмах как в шкуре своих так хорошо нам знакомых по черно-белым фильмам героинь, и отчасти благодаря этому самый скользкий постановочный момент был пройден успешно исполнительницами, обретшими в атласе и мехах ту твердую почву, что позволила им зажить своей жизнью в золотой клетке чужой и такой заразительной мимики и жестикуляции. Но в то же время если технически проще было создать общий план сверху на поезд, который, попыхивая паровозным дымком, несет сквозь снег Вертинского из Шанхая в Россию, то использовали компьютерную графику.

Смирнова наконец-то мне сказала, что все я правильно понял

Что касается сценарных приемов, тут и полностью сконструированный (хотя и основанный на историческом персонаже), проходящий красной нитью через все эпохи и строи в жизни Вертинского образ эдакой дамы-политического флюгера, играющей в жизни артиста роль Доброй феи, вынутый из головы в расчете на то, что его очеловечит своим исполнением Анна Михалкова — и расчет себя полностью оправдывает. Или некие предчувствия, что будет потом: «Ну, это чтобы зритель чувствовал себя умнее автора», — объяснила мне Смирнова. Интересно придуман и прекрасно сыгран Ксенией Раппопорт и Анной Мишиной опыт о сообщающихся сосудах, теще и жене в жизни пожилого Вертинского, когда более близкая ему по возрасту теща постепенно становится для него духовно в большей степени женой, чем молодая Лида, лучше понимает жизнь, ритмы, потребности пожилого человека, а когда этот опыт осуществляется, на смену восхищению приходят мысли о некоторой авторской нарочитости. Но это как раз те вещи, без которых в многосерийном жанре никуда.

«Вертинский». Реж. Авдотья Смирнова. 2021

А киноприем, на котором автор действительно настаивает, всего один: каждая серия завершается песней Вертинского, которую он исполняет в кадре, фронтально. Песней не только созданной в ту эпоху, которой была посвящена данная серия, но и концентрирующей в себе смысловую нагрузку увиденной главы. Кстати, названием этой, финальной песни, озаглавлена каждая серия: «Кокаинетка», «То, что я должен сказать» и так далее. Впрочем, это тоже вполне обычная для сериалов вещь: песни играют здесь ту же роль, что закадровые комментарии в финалах эпизодов «Отчаянных домохозяек». Потому что у каждой серии свой итог. И движение мысли от итога к итогу не менее увлекательно, чем движение сюжета жизни артиста, какой она рассказана в фильме.

А что касается итога всего фильма, то вот как он увиделся мне — поскольку у меня была возможность поделиться своими мыслями с автором, могу сказать, что донесу я до вас ее намерение верно (Смирнова наконец-то мне сказала, что все я правильно понял, тем самым сняв заклятье лекции о статейном ремесле): история Спесивцевой, «красной Жизели», была историей о том, как мир и ход истории сломали человека, свели с ума, теперь, спустя четверть века, опираясь на тем более фантастическую (и совершенно реальную) биографию Вертинского, в годы бескомпромиссных конфронтаций сопрягшего всех со всеми, прошедшего все войны и пересекшего все заслоны, Смирнова показывает его пример. В мире, где насилие и дискриминация склонны множиться и вешать амбарные замки на границы, паспортом служат доброжелательность и милосердие, а якорем — творчество и открытость для любви. Эта четкость в определении, где добро и где зло, особенно ценна, когда четко проведена сквозь гигантский восьмисерийный фильм. Очень при этом личный. Рождающий параллели с нашим сегодняшним днем и с чувствами поколения нынешних пятидесятилетних. И раскидывающий свои ветки в необъятные дали, где возможно даже постижение жизни.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: