Который живёт на крыше
Кадр из фильма Гарри Поттер и дары смерти. Часть первая
Среднему зрителю кассовых хитов всегда двенадцать лет. Так было, так будет. Вообще, кино — забава двадцатилетних, но аккордные цифры всегда обеспечиваются мелкотой, потому что она на прицепе приводит родню, чьи эстетические предпочтения — в данном случае дело десятое. Трудно представить себе человека в летах, который сам, стрезва, без детей, за деньги пойдёт смотреть пятый фильм про Гарри Поттера. Так что, пополняя трудовой копейкой студийные бюджеты, родители в качестве самостоятельных единиц не рассматриваются и своим присутствием средний возраст не утяжеляют.
Потребительская модель взрослого отличается от детской тем, что он экономит деньги. Только в советской России с её неприличными сорока пятью копейками за билет в кассовый топ могли пробиться мексиканское «мыло» «Есения» (первая позиция) и «Москва слезам не верит» (третья) — кино для тётенек возраста «40+». Стоило цене билета скакнуть вчетверо (с 45 копеек до 200 рублей — имеется в виду не номинал, а покупательная способность), бальзаковские тёти отхлынули к телевизору, а Россия перестала портить собой мировую статистику. В США абсолютными чемпионами тридцатых были «Унесённые ветром» и «Белоснежка», сороковых — «Бэмби» и «Золушка», пятидесятых — «Десять заповедей», «Леди и бродяга» и «Питер Пэн». Только в семидесятых студии Disney пришлось потесниться перед
Лидеры кинопроката России и СНГ в
|
Фильм | Дистрибьютор | В среднем на экр. | Общие сборы | ||
1. | Аватар | Двадцатый Век Фокс СНГ | 1327 | ||
2. | Шрэк навсегда | Централ Партнершип | 1250 | ||
3. | Алиса в стране чудес | WDSSPR | 625 | ||
4. | Сумерки. Сага: Затмение | Вест | 1085 | ||
5. | Гарри Поттер и дары смерти. Часть первая | Каро Премьер | 1134 | ||
6. | Битва титанов | Каро Премьер | 921 | ||
7. | Как приручить дракона | Централ Партнершип | 818 | ||
8. | Наша Russia: Яйца судьбы | Централ Партнершип | 1053 | ||
9. | Мегамозг | Централ Партнершип | 943 | ||
10. | Начало | Каро Премьер | 905 |
По данным Kinobusiness.com на 12.12.2010 |
А это результаты десяти отечественных лидеров:
Российские фильмы в кинопрокате России и СНГ (по итогам
|
Фильм | Дистрибьютор | В среднем на экр. | Общие сборы | ||
1. | Наша Russia: Яйца судьбы | Централ Партнершип | 1053 | ||
2. | Чёрная молния | UPI | 1082 | ||
3. | Кандагар | Централ Партнершип | 737 | ||
4. | О чём говорят мужчины | Централ Партнершип | 564 | ||
5. | Любовь в большом городе 2 | Леополис | 868 | ||
6. | Тёмный мир в 3D | Централ Партнершип | 892 | ||
7. | Мы из будущего 2 | Централ Партнершип | 716 | ||
8. | Утомлённые солнцем 2: Предстояние | Централ Партнершип | 1079 | ||
9. | Белка и Стрелка: Звёздные собаки | Каропрокат | 578 | ||
10. | Край | Централ Партнершип | 769 |
По данным Kinobusiness.com на 19.12.2010 |
Составить портрет этого зрителя можно было, и не заглядывая в прокатные святцы. Он шумный. Эмоциональной реакцией способен расшатать целый ряд авиационных кресел. Повышенно восприимчив к музыке. Приклеивает жвачку снизу к сиденью. Задаёт глупые спойлерские вопросы типа чем всё кончится и убьют ли Алису. В гендерном соотношении больше девочка, чем мальчик: девочки вообще интенсивнее в потреблении любой культуры. Мальчики в это время сидят на стадионе и дерутся на Манежной.
Далее по списку.
Современный городской обеспеченный юнец в гробу видал любую реальность. Комиксы и мультсерии про внезапное физическое и энергетическое совершенство — Бентенов, Суперменов, Бэтменов, Человекопауков — уже к шести годам окончательно своротили ему башку, вкус, интеллект и адекватность. В чарующем мире фантазии он достал рукой до звёзд, поймал мечту за хвост и сделал «сливку» всей школьной шпане. Переход на компьютерные игры с их ролью вселенского демиурга окончательно утвердил пользователей в их гордыне укротителей пространств. Результат: девять из десяти героев
Кадр из фильма Начало
Анализ толкает к довольно прискорбным выводам. Спортивным, умным, успешным, состоявшимся подросткам ни к чему всесилие. Им и на земле неплохо. Басни о безднах и высях, стыковках и расстыковках, магии песка и власти чисел хавают в промышленых объёмах потерянные закомплексованные задроты, проигравшие в естественном отборе и составляющие ныне зримое большинство, — лучше всех этот тип описал ещё при советской власти Веллер в рассказе «Правила всемогущества». Порабощением хулиганов и стихий у него грезит очень худенький, очень угнетённый и весьма инертный очкарик. С починки семьи и школы он как раз и переходит на детскую литературу и всемирную историю. «Капитан Блад сказал Арабелле, что она дура и другого такого фиг найдёт», «Мрачное средневековье стало светлым, Джордано Бруно сам сжёг всех инквизиторов» — осталось в памяти навечно.
Преимущество веллеровского ботана над новыми инфантами в том, что ему из параллельного мира приходилось вылезать, а они там остаются и теряются навсегда. Отсутствие адаптирующих субкультур — двора, детсада, летних лагерей — до совершеннолетия держат мидловых детей в четырёх стенах неуёмной маминой любви. Иммунодефицит растёт без всяких случайных контактов: любое столкновение с грубостями жизни толкает к самоизоляции. За последние пять лет резко выросло число фильмов, где герой вследствие абстрактной катастрофы остаётся один на свете, но с работающим электричеством, мобильником, горячей водой и непортящимися продуктами — мечта! И конечно, чтоб
Кадр из фильма Сумерки. Сага: Затмение
Родственным этому младосолипсизму мотивом является бинарность полукровки — комплекс «свой среди чужих, чужой среди своих», также эксплуатирующий тотальное отчуждение современного юного зрителя. Оказавшись метисом меж богами и смертными («Битва титанов»), людьми и
Лучше всех о немощи юзера и его всесилии в параллельных мирах сказал простой современый гений Джеймс Кеймерон в «Аватаре».
Кадр из фильма Аватар
Впрочем, маловероятно, чтоб его месседж был прочитан посреди взрывов, пике, лиан и колибри. Внутри массированного воздействия на слух и зрение мораль вообще читается слабо. Очевидно, что после двух тысячелетий христианского императива иллюзия всевластия всё откровеннее толкает малых сих на шашни с дьяволом, как сотню лет назад впреддверии вселенских катастроф. «Сумеречная» девочка играет в
Беда не в этих фильмах — беда, что среди самых успешных других нет вообще. Даже чудесная бартоновская «Алиса» откровенно обыгрывает контры с миром угловатой
Снизу не всем заметно, что Малышу скоро 25. И что мир, как это ни печально, на самом деле принадлежит ему.
Кадр из фильма Как приручить дракона
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой