«Тупик» Антона Сазонова


 

«Тупик» — эпизод истории молодой семьи на грани развода. Не в силах прекратить ссору без конца, Вадим и Саша совсем теряют из вида сына Гришу, который сбегает с дачи. Им предстоит преодолеть взаимное недовольство, чтобы отправиться на поиски мальчика.

Показ организован кинокомпанией After Hours Films, Московской школой кино, киностудией Горького, онлайн-платформой «Пилигрим» и журналом «Сеанс».

 

 

О фильме говорит режиссер Антон Сазонов.

— Расскажите о том, как родилась идея фильма.

Это моя дипломная работа в Московской школе кино. В конце первого учебного года наш куратор Алексей Попогребский дал всей группе задание — придумать идею для выпускного фильма. Я тогда работал куратором короткометражных подборок в прокатной компании Utopia Pictures, сегодня ее уже не существует. Основной фокус был на жанровых лентах, преимущественно — черных комедиях, это отразилось на моем представлении об идеальном короткометражном фильме: что-то короткое, смешное и, по возможности, дерзкое. Сам я тогда мучился квартирным вопросом, часто менял жилье, поэтому придумал историю про героя, въезжающего в коммуналку, где с ним происходят неприятности. Одним из референсов служила оскароносная короткометражка The New Tenants.

Сценарий почти утвердили, но я передумал, вспомнив свои любимые полнометражные фильмы и стал думать в направлении драмы. Обычно истории приходят ко мне от конкретных образов или кадров. Так в один из осенних вечеров 2015-го за мытьем посуды я увидел следующую картину: он и она на большой скорости едут в машине по загородному шоссе. Дальше стал думать, куда они едут и по какой причине. Тут пригодился журналистский опыт — я недолгое время работал редактором журнала «Большой город» и мечтал сделать материал о поисковом отряде «Лиза Алерт». Отсюда возник сбежавший ребенок, а герои стали его родителями. Пионерский лагерь из сюжета тоже возник не случайно — тем же летом я ездил к подруге на дачу, мы гуляли по лесу и наткнулись на заброшенный пионерлагерь. Остальное сложилось само собой. А сценарий я уже многократно переписывал и дорабатывал с соавтором со сценарного курса МШК. Именно эту историю я выбрал для съемок, потому что это — моя личная история. Пусть даже ни одно из событий фильма со мной не происходило в том виде, в каком изображено на экране.

— Как собирали команду и находили съемочные локации?

— Сложнее всего было выбрать подходящих актеров. Обоих нашла выдающаяся, на мой взгляд, кастинг-директор Елизавета Шмакова. Настя Лебедева, актриса Московского драматического театра имени Пушкина, — первая, с которой я проводил пробы. От нее исходит такая энергия, что встречаться с кем-то еще я даже не счел нужным — искал именно такое сочетание внешней жесткости и внутренней хрупкости. С Артемом Быстровым вышла обратная ситуация — изначально я представлял героя внешне иначе. Но та энергетика, которую Быстров излучает, тоже оказалась решающей. Мальчика нашел через клич на фейсбуке: Кешу Бабенко выбрал по фотографии, а первый разговор у нас с ним случился по «скайпу», он живет в Санкт-Петербурге. Считаю, со всеми артистами мне очень повезло.

 

Пробы Анастасии Лебедевой на роль Саши.

 

Прежде, чем определиться с локациями, мы исколесили всё Подмосковье — в итоге, все объекты снимались в разных местах. Съемки проходили не то, чтобы гладко. Наиболее трудным было свести графики двух главных артистов, Насти и Артема, плотно занятых в театре и кино. Из шести утвержденных смен, две выпали на апрель и четыре — на майские праздники. В итоге, в одной части фильма видно, что растения еще не зацвели, а в другой — уже всё позеленело. Игровая машина разваливалась на ходу, ее отважные владельцы присутствовали с нами на площадке с инструментами и между дублями занимались починкой. Проект я финансировал и продюсировал сам на независимой киностудии After Hours Films. Ее запустили несколько лет назад, там мы сняли еще две короткометражки: выпущенное пару лет назад «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» Аксиньи Гог и только готовящееся к выходу «Нет» Ивана Петухова. Хотя мне очень помогла киностудия Горького — и на съемках, и с продвижением готового фильма, за что ей большое спасибо. Сейчас самостоятельно продюсировать свой короткий метр я бы уже не решился, тут мне все же важен взгляд и поддержка со стороны.

— Ваш фильм отмечали в том числе за сюжетное сходство с «Нелюбовью». Однако у Звягинцева показана Россия, которая достигла определенного уровня бытового комфорта — и от этого он отталкивается. У вас же — побитый временем «Пассат», дача в глуши, серые куртки, совсем иной бытовой фон, нет противопоставления условного «удобства» и «неудобства», которое видно в «Нелюбви». Для вас этот сюжет говорит что-то о конкретном времени?

— Сходство с «Нелюбовью» для меня самого — полная неожиданность. Больше к этому добавить и нечего. Когда вышли первые новости о фильме Звягинцева, немного раскрывающие сюжет, мы с группой возвращались с поиска объектов в Москву. Прочитанное меня насторожило. Потом, уже во время Каннского кинофестиваля, мой близкий друг, кинокритик, слал мне смски о немыслимых сюжетных и покадровых совпадениях. Когда «Нелюбовь» вышла в прокат, я, конечно, не смог удержаться от просмотра и тоже был изрядно удивлен увиденным. Такое очень редко случается. Сейчас уже отношусь к этому спокойно.

Мне важно было рассказать вневременную универсальную историю, которая была бы понятна любому зрителю — и отечественному, и иностранному. Поэтому, скажем, герои пользуются не последними, а устаревшими моделями телефонов, передвигаются на машине старой модели. Такое могло случиться в любой момент в нулевые, не обязательно именно в 2016 году, когда мы кино снимали. Легкого размытия времени мы намеренно добивались с помощью деталей. При этом задачи сделать из истории некое обобщение не стояло, хотелось наоборот, рассказать небольшой частный случай одной несчастливой семьи.

 

 

— Расскажите о ближайших планах.

— Прежде чем приступить к крупной форме, я планирую снять еще одну короткометражку. Есть несколько сценариев, пока не пойму, какой из них доберется до экрана раньше. Для одного я нашел продюсера, мы уже готовы были снимать, но у утвержденной актрисы образовался напряженный график в театре, поэтому съемки решили перенести, дождаться её. Есть идея полного метра и сериала, которая, в принципе, может трансформироваться в еще один полнометражный сценарий — пока не могу для себя решить, какой формат этой истории подходит больше. Недавно я впервые посмотрел «Декалог» Кшиштофа Кесьлёвского, и теперь сделать свой сериал — задача особенно интересная и амбициозная.

Посмотреть и поддержать фильм можно на сайте «Пилигрим».


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: