“Настройщик” Киры Муратовой


Как ни поражает «Настройщик» непринужденным артистизмом и молодой «звонкостью» интонации, трудно все же понять импульс, вдохновивший художника на комедию о том, как прелестные прохиндеи артистично облапошили доверчивых подруг. Кира Муратова сегодня — последовательный авангардист и наш очаровательный «цветок зла». Как и положено «проклятому поэту», она дерзит обществу, атакует моральные нормы, развенчивает прекраснодушные мифы и огорошивает «низкими истинами». С особым провокативным удовольствием рисует она идейных банкротов — наставников и кумиров либеральной интеллигенции. Бодрящиеся «шестидесятники», напоминающие самоуверенных идиотов, или «чеховские» интеллигенты, разводящие нудную рефлексию на пустом месте, похожи здесь на говорящих кукол из надоевшего фарса. Ясно, что внешний цинизм художника может быть очистительным и созидательным. Но в «Настройщике» нет дерзкого покушения на «священных коров» — идеалисты сегодня и так не в чести, а «скромным обаянием» разных мерзавцев российское кино вовсю любуется и без Муратовой. Поэтому прихотливо изысканный, но как бы приспосабливающийся к размытым нормам нынешней морали фильм кажется вполне конформистским. Конечно, Муратова вряд ли собиралась посмеяться над обманутыми простофилями, но во время просмотра на языке вертелось: «Ну, зачем же Вы их так, Кира Георгиевна?.. Пожалейте „уходящую натуру“, их и так мало осталось…»


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: