До и после
Международный террорист Ганс Грубер захватывает небоскрёб — на самом деле ему нужны деньги из сейфа — «Крепкий орешек» Джона МакТирнана, 1988 год. Бывший полковник армии США захватывает аэропорт, чтобы освободить
В террористы годятся все: оскорблённые американские генералы, никому не нужные в мирное время солдаты,
Иногда, на фоне новостных сообщений о деятельности связанных с Ближним востоком группировок, угроза обретала соответствующий облик. Так, в «Приказано уничтожить» (1998) Стюарта Бейрда арабские террористы захватывали самолёт, требовали освободить своего пойманного лидера и собирались использовать боинг для химической атаки на Вашингтон. Но даже в таких более реалистических вариациях террорист для кино девяностых оставался
Кадр из фильма Джона МакТирнана Крепкий орешек (1988)
Есть мнение, что телевизионная картинка с самолётом, врезающимся в башню Всемирного торгового центра в прямом эфире, заставила
В тоже время открывшиеся в ходе расследования и обнародования его результатов обстоятельства подготовки терракта показали, что удар наносится не то чтобы извне. Готовясь к угону, смертники подолгу пребывают среди будущих жертв, на их земле. Из абстракции террорист стал превращаться в человека со свойствами, о которых захотелось
Кадр из фильма Эдварда Цвика Осада (1998)
Впрочем, было бы утрированием сказать, что до 11 сентября 2001 года все террористы в кино, в первую очередь голливудском, были оторванными от реальности психопатами или меркантильными преступниками. За три года до поворотного момента в «Осаде» Эдварда Цвика
Ещё раньше источником вдохновения для экранизированного в 1977 году дебютного романа Тома Харриса «Чёрное воскресенье» послужил захват в заложники и неудачная попытка освобождения израильских спортсменов во время Мюнхенской олимпиады в
После 11 сентября 2001 года вопросы об истоках террора — почти обязательная программа, но нельзя сказать, что старорежимные кинотеррористы совсем уступили экран. В
В «Ночном рейсе» (2005) Уэс Крэйвен разыгрывает другую классическую схему доброго старого боевика — про террориста в самолёте.
Поправка на реакцию общества в отношении возникающей угрозы сделана, но до раскрытия содержания этой угрозы дело в Голливуде доходит не сразу и не без сложностей.
Кадр из фильма Фила Алдена Робинсона Цена страха (2002)
В прошлогоднем «Немыслимом» Грегора Джордана бывший американский подрывник принимает ислам, меняет имя, перестаёт бриться и закладывает несколько бомб с ядерными зарядами в крупных американских городах. Весь фильм гражданина США бьют током, поливают холодной водой и режут ему пальцы, чтобы узнать, где спрятаны бомбы. Доходит до использования жены и детей в качестве заложников.
У Джордана свои счёты с 11 сентября и Америкой: «Солдаты Буффало» были хорошо приняты на фестивале в Торонто за три дня до атаки на
«Немыслимое» также в прокат не попало. Не спас и актёрский состав: британца Майкла Шина в роли американского исламиста пытает Сэмюэль Л. Джексон, а уберечь гуманистические ценности от растаптывания старается
В упомянутой выше «Осаде» до смерти запытали подозреваемого, но он ничего не смог сообщить. Плюс мог оказаться случайной жертвой — классическая проблема с презумпцией невиновности. В «Немыслимом» она сразу исключена — террорист сам себя называет и передаёт в руки тем, кто, как он знает, будут его пытать. К этому он готов, но готовы ли те, в чьих руках он оказался? Если террориста нельзя победить, играя по своим гуманистическим, ослабляющим правилам, то допустимо ли принять правила противника? И, ещё, что не так с ценностями, если носитель меняет их на ценности врага?
Кадр из фильма Грегора Джордана Немыслимое (2010)
О террористе мы все ещё узнаём слишком мало. То, что повсеместно заходит речь о том, как поменялся кинематографический образ террориста после 11 сентября, само по себе является показателем того, что он действительно поменялся. Но, кажется, эти изменения следует искать не в рамках жанра, в котором террорист действовал ранее — в голливудском боевике они представляются косметическими. Зато за пределами Голливуда с этим персонажем
Страны с собственной историей терроризма продолжают разбираться со своим прошлым: более или менее отдалённым. «Комплекс
Белоккьо в художественной форме (до этого он снял документальный фильм про тот же исторический момент) воссоздает бытовой уровень жизни террористов, пытается посмотреть не на сами события — похищение, расстрел — а на то, что составляет дни ожидания, повседневность в том виде, в каком она доступна тем, кто похитил и удерживает человека, не вполне понимая, что с ним делать. Эдель показывает жизнь своих героев с одной стороны как затянувшийся трип прирождённых убийц, а с другой — как историю взаимоотношений в компании немного разных людей:
При этом, серьёзное отношение к терроризму в кино не есть примета только последнего десятилетия. В конце концов, задолго до того же «Комплекса
Кадр из фильма Ули Эделя Комплекс Баадера-Майнхоф (2008)
Попытка вглядеться в террориста, в детали его каждодневного существования, в базовую моторику его жизни порождает два, казалось бы противоположных эффекта. С одной стороны, он демифологизируется, перестаёт выполнять функцию олицетворения трансцендентного зла, то есть заземляется. С другой — ритуализированность его существования и заменяющая рациональное основание действий императивность наделяют его действия высшим смыслом, который недоступен рациональному мышлению.
Героиня «Хадевейха» (2009) Брюно Дюмона, не находя нигде, в том числе в монастыре, потребного ей осязаемого присутствия Бога, доходит в поисках до подземки и взрывчатки. Джулия Локтев в «День, ночь, день, ночь» (2006) показывает два дня девушки, которая готовится к тому, чтобы взорвать себя на людном
И если у Дюмона часть мыслей и сомнений немногословной Хадевейх получают словесное выражение, то о том, что происходит с безымянной героиней фильма Локтев можно только догадываться по движениям рук, по взгляду, по тому, как она покупает еду на вынос и всматривается не то в оживленную площадь, не то в себя.
Пути обеих смертниц обретают тревожащие признаки мистериальности — в мире победившего релятивизма, где утерян контакт с дарующим возможность опереться на
Героини картин Дюмона и Локтев оказываются частью некоей отлаженной системы: в подготовке девушек к терактам участвуют люди, о которых мы узнаём не больше, чем о самих исполнительницах. Авторам детали функционирования этих систем не так интересны, как реакции фигур, становящихся центральными. Ни Дюмон, ни Локтев не препарируют их окружение, не выясняют механизмы использования живых бомб — собственно, и об использовании говорить не вполне корректно. Нам показывают два вполне самостоятельных пути, которые предполагают, кажется, не столько осмысление, сколько переживание. Возможно, не лишний опыт, когда попытки понять заходят в тупик.
Кадр из фильма Джулии Локтев День, ночь, день, ночь (2006)
Обратная сторона серьёзного взгляда на терроризм — британский хит прошлого года «Четыре льва». Режиссёр Крис Моррис превращает историю шеффилдской ячейки радикальных исламистов в трагикомедийный балаган с
Показать деятельность террористической группы как фарс не новая идея — Райнер Вернер Фасбиндер уже прошёлся сатирой по дезориентированными РАФовцами в «Третьем поколении» более тридцати лет назад, но в более тяжеловесной концептуальной форме. Что соответствует разнице между изображаемыми в фильмах террористами. Члены Фракции Красной Армии —
Делает ли сатира фигуру террориста понятнее, разрушает ли её романтизированность, провоцирует публику или просто снимает напряжение — возможны разные ответы. Но как и в случае с попыткой увидеть террориста в его повседневном регистре, нелепость определённо лишает его демонической окраски.
Что это даёт и зачем это нужно, вопросы следующего порядка, включающие этическое и практическое измерения. Но по факту, пройдя через подобные метаморфозы, человек с бомбой предстаёт человеком, мало чем отличающимся от любого другого. Да,
Кадр из фильма Кристофера Морриса Четыре льва (2010)
Возвращённый в повседневность, иногда осмеянный, террорист в качестве человека из толпы, соседа по району не раскрывает
Впрочем, реальность иного порядка всегда готова напомнить о более глобальных символах и образах. На время написания этого текста пришёлся финал того самого голливудского сюжета про вражеский удар и возмездие — Усама Бин Ладен был убит в ходе спецоперации. Президент США и его окружение наблюдали за операцией в прямом эфире. Снимок убитого и репортажи с места события не сходили с телеэкранов. Равно как и телекартинки стихийных празднований у места падения
Они, определённо, будут не одиноки. Смерть Бин Ладена вновь актуализирует фигуру большого террориста, которая годится для любого жанра: можно сконцентрироваться на операции по уничтожению, реконструировать последние годы жизни беглеца, зацепиться за странные моменты, вроде спешного избавления от тела убитого, утопленного в Аравийском море. То как явление будет представлено в кино зависит от его восприятия в реальности. Для
Читайте также
-
Школа: «Хей, бро!» — Как не сорваться с парапета моста
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
Кино снятое, неснятое, нарисованное — О художнике Семене Манделе
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Нейромельес