О фильме «Тема» Глеба Панфилова
«Темы этого фильма кажутся чрезвычайно сегодняшними, потому что речь здесь идет о разных стратегиях поведения в душной общественной атмосфере. Он хорошо ложится на сегодняшние споры о том, может ли художник сотрудничать с властью, каковы границы компромисса».
«Он изначально был снят практически по госзаказу: известно, что в конце 1970-х Госкино решило снять фильм, разоблачающий диссидентов, отправляющихся в эмиграцию. Не в смысле высмеивающий, а показывающий их внутреннюю трагедию и бесперспективность этого пути. Это должен был быть серьезный фильм, взяться предлагали нескольким режиссерам, Никите Михалкову, например. Он отказался, тогда он не готов был на такое сотрудничество с идеологическим заказом. А Глеб Панфилов согласился на том условии, что сценарий будет писать его соавтор Александр Червинский. В итоге очевидным образом получилось совершенно не то, что имело в виду Госкино. Предыдущий его фильм „Прошу слова“, о судьбе советского партийного чиновника в исполнении Инны Чуриковой, каковая судьба была слишком жесткой и драматичной для официального искусства, уже с огромным трудом вышел на экране. Фильм „Тема“ не вышел на экраны, здесь получилось не разоблачение диссидента — хотя он на экране присутствует, не показ драмы и порочности его пути — хотя и она на экране присутствует».
Читайте также
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
«Сказка про наше время» — Кирилл Султанов и его «Май нулевого»
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Высшие формы — «У меня что-то есть» Леры Бургучевой