“Свои” Дмитрия Месхиева


Если бы наше военное кино развивалось по естественным законам, такой фильм мог быть сделан где-нибудь в середине 1960-х: двадцать лет после Победы — более чем достаточный срок для того, чтобы кинематографисты могли освободиться от однозначных оценок тех, кто воевал против СССР, и тех, кто сотрудничал с немцами. «Последний поезд» Германа-младшего и «Свои» могли появиться также в конце 1980-х, когда рухнул диктат идеологии. Но тогда навязшая в зубах «военная тема» схлынула с экранов вместе с «рабочей» и «деревенской». Однако ни литература, ни документальное кино, ни общественное сознание на месте не стояли, так что в своей «переоценочной» части новизна «Своих» относительна. Более интересно другое: предкамерный мир делится на мужской и женский, и в каждом свой закон выживания. В женском мире, чтобы выжить (т. е. продолжить род), нужно отдаться — все равно, своему или чужому, защитнику Родины или предателю. В мужском мире надо перерезать горло потенциальному доносчику (привет из «Судьбы человека»), замочить родича-полицая, грохнуть полицмейстера, подкупить охрану, — словом, убить одних и подкупить других: третьего не дано.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: