“Свои” Дмитрия Месхиева
Можно говорить о том, что это первое российское «американское кино» про войну. Можно — о том, что Месхиев теряет по дороге персонажей (потерял вдруг в середине политрука-Хабенского). Можно — что конфликт «наши — не наши» в оккупированном немцами селе, где правят бал полицаи (и сам итоговый вывод, что наши — все-таки именно наши, а полицаи и фашисты — враги даже для пострадавшего от советской власти экс-кулака), был бы смел и актуален в какие-нибудь 60-е, когда Жалакявичюс на несколько ином материале снимал «Никто не хотел умирать». Однако же итогом — заслуженно лучший фильм последнего Московского кинофестиваля и лучший фильм Дмитрия Месхиева к настоящему моменту. Так, как снята сцена кровавой атаки немцев в самом начале, у нас войну в кино еще не снимали (пусть это-то как раз немного «по-спилберговски»). Операторская работа и женские роли, а также игра Богдана Ступки — выше всех похвал. Да и финал-то, когда экс-кулак заставляет своего сына пробиваться к советским войскам вместе с оставшимся в живых красноармейцем-Гармашом, не столь тупо-патриотичен, как о том пишут. Возможно, герой Ступки, всей жизненной целью которого было сохранение рода, надеется таким образом, что хоть один из членов его семьи-фамилии сможет уцелеть (остальным-то, и ему самому, и его женщинам, после всего происшедшего явно не жить).
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты