“Свои” Дмитрия Месхиева
Можно говорить о том, что это первое российское «американское кино» про войну. Можно — о том, что Месхиев теряет по дороге персонажей (потерял вдруг в середине политрука-Хабенского). Можно — что конфликт «наши — не наши» в оккупированном немцами селе, где правят бал полицаи (и сам итоговый вывод, что наши — все-таки именно наши, а полицаи и фашисты — враги даже для пострадавшего от советской власти экс-кулака), был бы смел и актуален в какие-нибудь 60-е, когда Жалакявичюс на несколько ином материале снимал «Никто не хотел умирать». Однако же итогом — заслуженно лучший фильм последнего Московского кинофестиваля и лучший фильм Дмитрия Месхиева к настоящему моменту. Так, как снята сцена кровавой атаки немцев в самом начале, у нас войну в кино еще не снимали (пусть это-то как раз немного «по-спилберговски»). Операторская работа и женские роли, а также игра Богдана Ступки — выше всех похвал. Да и финал-то, когда экс-кулак заставляет своего сына пробиваться к советским войскам вместе с оставшимся в живых красноармейцем-Гармашом, не столь тупо-патриотичен, как о том пишут. Возможно, герой Ступки, всей жизненной целью которого было сохранение рода, надеется таким образом, что хоть один из членов его семьи-фамилии сможет уцелеть (остальным-то, и ему самому, и его женщинам, после всего происшедшего явно не жить).
Читайте также
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
Кино снятое, неснятое, нарисованное — О художнике Семене Манделе
-
Высшие формы — «Непал» Марии Гавриленко
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»
-
Нейромельес
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо