СуперБобровая версия российского мифа
СуперБобровы. Реж. Дмитрий Дьяченко. 2016
Неудачливый, но жадный контрабандист Олег (Павел Деревянко) топит в бухте тонну красной икры, которая стоит миллион. Деньги нужно вернуть за неделю. Олег в своей простоте видит единственный выход — взять кредит в банке, где работает его девушка Света Боброва (Оксана Акиньшина), но там не дают без недвижимости. Залоговую расписку можно было бы попросить у Светиного папы, который поет Антонова и скрывается от полиции, но тот помогать Олегу явно не собирается. Чтобы решить вопрос о будущем Олега, за столом собирается все семейство Бобровых: три дочери, сын-астматик, тесть-сталинист. Над всеми нависает широкий и глубокий космос, который посылает Бобровым метеорит.
Как говорил Иммануил Кант, целых две вещи в мире наполняют человеческую душу священным трепетом: звездное небо над головами и нравственный закон внутри нас. Если судить по фильму «СуперБобровы», то со звездным небом немецкий философ, безусловно, не ошибся: упавший космический булыжник награждает каждого Боброва сверхспособностью, за которую дорого отдал бы любой «иксмен». Одна Боброва теперь летает, другая кочергу сгибает, третья — невидимка. Бобров-отец с толчка телепортируется. Бобров-сын с собаками заговорил. Беда в том, что магия работает только в условиях круговой поруки (пока все дома), и тут уже начинает отказывать тот «нравственный закон», который хотелось бы видеть внутри каждого из Бобровых, Петровых, Ивановых и прочих граждан России. Получив в свое распоряжение чудо, супергерои первым делом отправляются грабить банк, одновременно укоряя полицию во взяточничестве и коррупции. Что ж, горевать тут особо не о чем. Такова уж наша анархическая традиция, довольно точно обрисованная в народной сказке «По щучьему велению». Хочется легкой жизни. И желательно без вмешательства государства.
СуперБобровы. Реж. Дмитрий Дьяченко. 2016
Самому фильму в отличие от героев легковесность дается тяжеловато. Это рыхлое кино. В лучшие свои моменты — например, ближе к финалу, когда авторы устраивают грандиозное побоище в российском суде — «СуперБобровы» могут быть великолепны. Когда еще можно было так гомерически посмеяться над нашими обвинительными заключениями? Когда еще автомобильная погоня в российском фильме напоминала числом разбитых полицейских машин о легендарных «Братьях Блюз»? Когда еще «уазик» воспарял в бескрайнее русское небо? Да почти никогда. Только моментов этих немного. А в остальное время фильм не может реализовать сценарный потенциал, заложенный Михаилом Местецким и Алексеем Казаковым. Солидный комедиограф Дмитрий Дьяченко усиленно ерепенит мех, но сатира на подневольную соборность нашего человека отходит умильным сиропом семейной комедии. Середина фильма провалена с треском: от чувства неловкости, которое настигает несколько раз во время просмотра, не может спасти даже отменный актерский ансамбль под предводительством Романа Мадянова.
Закончить этот небольшой экскурс в фильм я бы хотел отсылкой читателя к известной в академических кругах работе академика В.Н. Топорова «Диоскуры в „бобровой версии“ основного мифа». Ведь, очевидно, к ней обращались и авторы картины. Ученый описывает бобра как «двуприродное, „пограничное“ существо, обитающее на границе земли и воды», глубоко и точно трактуя образ этого грызуна-трикстера. Именно серьезного отношения к древнему хтоническому зверю, населяющему реки и озера нашей страны, не хватило фильму Дмитрия Дьяченко. Что ж, настанет время и для этого.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой