Видео

Высшие формы — «Истории про него» Юн Шиуань Ян

Юн Шиуань Ян из Тайваня рассказала «Высшим формам», как семейные легенды вдохновили ее на создание мультфильма. Советуем поторопиться с просмотром: он будет доступен всего три дня.

Я любила смотреть мультфильмы с самого детства. Меня очень вдохновил Спанч Боб. Это не просто детский мультфильм, в нем есть сарказм и говорится о некоторых проблемах современного общества. Он очень свободный и веселый и сочетает в себе разные техники — помимо рисованной иногда там используется коллаж, стопмоушн и предметная анимация.

Свой первый мультфильм «Cajon я сделала в 22 года как прощальный подарок другу, который уезжал учиться за границу. Я научилась делать анимацию во Flash при помощи YouTube, где многие добрые люди делятся своими знаниями и загружают обучающие видео. Но я чувствовала, что этого недостаточно. Я хотела узнавать больше не только о программах, но об анимации как таковой. Поэтому я прошла анимационную школу Тайнаньского национального университета искусств и получила степень магистра изящных искусств. Во время учебы я приобрела знания в области киноискусства и посмотрела много классических фильмов. Наиболее сильно на меня повлияли Збигнев Рыбчинский, Раймунд Крумме, Масааки Юаса, Мишель Гондри. Меня очень вдохновили работы Гарри Бардина, особенно безумный, смешной и прекрасно санимированный «Брэк!». Бардин всегда играет с материалами вроде пластилина, проволоки, бумаги, спичек или предметов из повседневной жизни. Во время учебы в университете я посмотрела мой любимый полнометражный мультфильм «Железобетон» (2006). Мне очень нравится его изобразительная часть, персонажи, история, движение камеры, музыка и созданный мир в целом. Меня также очень впечатлил анимадок «Райан» Криса Ландерта. В нем рассказывается о жизни мультипликатора Райана Ларкина, и меня поразило, как автор показывает психическое состояние Ларкина через его физическое тело. В анимадоке можно показать и воссоздать очень многое — это то, что мне больше всего в нем нравится. Я познакомилась с замечательными художниками и учителями, поэкспериментировала с разными техниками анимации, поучаствовала в нескольких интересных проектах, прекрасно провела время и убедилась, что хочу снимать фильмы и с их помощью рассказывать истории.

«Набросок, который я сделала, когда брала интервью у своих тетушек и дядюшек, когда они играли в маджонг»

Я никогда ничего не слышала о своем дедушке. Моя мама его не помнит, потому что он умер, когда она только родилась. Мои тети и дяди тоже не говорили о нем. Это заставило меня думать, что он не был близок со своими детьми, что бывает довольно часто. Поэтому я не расспрашивала. Но однажды, когда дяди и тети играли в маджонг (они играют раз в месяц, в день, когда собирается вся семья), я услышала, как, говоря о детстве, они упоминали дедушку. Истории, которые они рассказывали, звучали удивительно. Мне захотелось собрать больше этих рассказов и превратить их в фильм, чтобы сохранить наши семейные воспоминания.

Я почувствовала, что сценарий — это коллаж, и подумала, что было бы хорошо сделать и визуальную часть фильма коллажной.

Я взяла интервью у всех дядюшек и тетушек, с которыми смогла связаться. После бесед с ними я поняла, что они никогда не говорили о дедушке, просто потому что не думали, что это кому-то интересно. Они редко говорили и о своем детстве, поскольку не чувствовали в нем ничего особенного. Когда я брала интервью у своей второй тети, она посмотрела на меня и сказала: «Вы, молодые — странные. Почему тебя интересует это старье? Мой сын тоже часто спрашивает меня о детстве. Но тут особенно не о чем говорить». Но на самом деле эти рассказы великолепны! Я сказала ей, что эти истории — сокровище нашей культуры.

«Тест сцены с маджонгом. Марионетки рук еще не были закончены»

Не знаю, реальны ли они на сто процентов, некоторые из них звучат как народные сказки. Возможно, в них есть ненамеренный вымысел — иногда люди рассказывают с преувеличениями. Например, в истории про золотую гору говорится, что она полна золота и каждый ее кусочек — золотой. Конечно, это не может быть правдой. Но дяди и тети глубоко уверены, что все правда, несмотря на то, что в их рассказах есть противоречия.

Хотя я анимирую марионетки и персонажей, я всегда чувствую, будто они двигаются сами.

После интервью я вернулась в свою студию, записала содержание историй и попыталась найти способ связать их в сценарий. Хотя я просила рассказывать о дедушке, истории были не столько о нем, сколько об их детских воспоминаниях. Все они звучали потрясающе, из-за чего мне было сложно выбрать, какие из них показать в фильме. Приходилось постоянно повторять себе, что, поскольку это фильм о дедушке, я должна сосредоточиться на воспоминаниях о нем. Я выбрала те, в которых есть дедушка. В итоге у меня появилось несколько тем, таких как детство, брак, работа, жизнь и семья. Я расположила их по хронологии и поместила семью в самый конец, чтобы связать сюжет с собой.

Я почувствовала, что сценарий — это коллаж, и подумала, что было бы хорошо сделать и визуальную часть фильма коллажной. Я стала думать о том, какие ключевые моменты есть в каждой из частей. Оказалось, что каждая история содержит свой уникальный изобразительный элемент: золото, вода, чаинка, ткань, рис и т. д. Почему бы не использовать эти вещи для создания анимации, вместо того чтобы рисовать их? Тогда все элементы будут сами рассказывать свои истории. Так получился наполовину рисованный и наполовину стопмоушн-фильм, в котором есть пластилин, марионетки, перекладка, предметная анимация, фото, живопись по стеклу. Но так как все техники и стили очень отличаются друг от друга, моей самой большой проблемой было сделать фильм похожим на фильм, а не на несколько разных историй. Решение, которое я нашла — хорошо спланировать переходы, чтобы соединить эпизоды и сохранить непрерывность повествования.

«Бумажные фигурки, которые я использовала в фильме»
Высшие формы — «Кибер-Ева» Кати Михеевой Высшие формы — «Кибер-Ева» Кати Михеевой

Я сделала черновую раскадровку, некоторые части которой на момент ее создания были пустыми, потому что у меня не было идей. Параллельно мы с художником разрабатывали визуальную часть, я начала снимать анимацию и одновременно думала об этих пустотах. Поскольку я работала таким образом, я смогла заняться музыкой, только когда фильм был почти закончен. Я показала композиторам, что получается, они наимпровизировали несколько музыкальных тем, и затем мы выбрали подходящие мелодии для каждого персонажа и каждой части фильма.

Во время показа я так нервничала, что едва могла разглядеть лица родственников.

Хотя я анимирую марионетки и персонажей, я всегда чувствую, будто они двигаются сами. Каждый раз, когда я пересматриваю отснятую сцену, она удивляет меня. Мне очень нравится экспериментировать с разными материалами и текстурами, и видеть, как они оживают. Каждый кадр — это произведение, созданное вручную из ниоткуда. Мне нравится рассказывать истории, передающие сообщения, я люблю сюрреалистическое, неоднозначное пространство и свободу в создании движения. Я стараюсь делать фильмы интуитивно, но при этом хорошо спланировано.

Анимация — потрясающий вид искусства. В ней всегда есть что-то новое. Мне это очень нравится и как зрителю, и как создателю анимационных фильмов.

«Мой съемочный станок и я»

В 2017 году, через несколько месяцев после окончания фильма, я провела семейный показ в доме моего старшего дяди, когда все снова собрались на вечеринку по игре в маджонг. Во время показа я так нервничала, что едва могла разглядеть лица родственников. Я думала, они могут быть недовольны тем, что я выставляю их личные истории на всеобщее обозрение. Но неожиданно они полюбили фильм и даже попросили сделать копии для каждой семьи (а это десять тетушек и дядюшек), чтобы они могли показать его своим детям и внукам.

После одного из детских показов ко мне подошел маленький мальчик и спросил: «Сколько стоит иметь вторую жену?»

Больше всего меня тронуло, как они реагировали, когда видели что-то знакомое: «О, это был наш дом! Он выглядел точно так же!», «Да, это была наша жизнь!» Эти воспоминания в течение многих лет хранились в их головах без каких-либо фотографий или видео, а теперь они снова видят их в фильме — в виде анимации. Эти реакции — лучшее, что я получила от фильма.

Бумажные марионетки
Высшие формы — «Любовное письмо тому, кого я придумала» Рейчел Гутгарц Высшие формы — «Любовное письмо тому, кого я придумала» Рейчел Гутгарц

После просмотра они также сказали мне, что я сделала неправильно. Например, кресло-качалка, в котором обычно сидел дедушка, было более изогнуто — то, что снова всплывало в их памяти. Но после этого они начали говорить, как они счастливы. Они не ожидали, что их истории могут стать таким фильмом. Это был веселый и трогательный день.

После одного из детских показов ко мне подошел маленький мальчик и спросил: «Сколько стоит иметь вторую жену?» Наверное, это самый неожиданный вопрос, который мне задавали. Но есть и очень хорошие отзывы. Некоторые зрители рассказывали мне, что после просмотра фильма они стали больше общаться со своими бабушками и дедушками, и были удивлены, что в их семьях тоже есть интересные истории.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: