Рецензии

Смерть им к лицу — «Жизнь» Маттиаса Гласнера

В кинотеатрах — немецкая драма «Умирание», для российского проката парадоксально переименованная в «Жизнь». Трехчасовую семейную сагу, получившую на последнем Берлинском кинофестивале приз за лучший сценарий, анализирует Ксения Реутова.

«Жизнь». Реж. Маттиас Гласнер. 2024

Когда Маттиас Гласнер признался матери, что хочет быть режиссером, она мягко улыбнулась ему и ответила: «Я как раз вчера смотрела ток-шоу с этим Фасбиндером. Вот такие люди, как он, снимают кино. А такие, как ты, нет». Режиссером Гласнер все-таки стал. Но ответить матери в полный голос решился только спустя тридцать лет вполне успешной карьеры. Мамы к тому времени уже не было в живых.

«Жизнь». Реж. Маттиас Гласнер. 2024

«Жизнь» — фильм, сделанный вопреки устоявшимся законам кинодраматургии. В нем нет центрального конфликта, на который нанизывались бы все прочие события. Тут три главных героя, но третий появляется лишь ближе к середине и с двумя другими почти не взаимодействует. При этом речь идет о членах одной семьи. Такая структура ближе к роману, нежели кино. Так что деление повествования на пять глав вполне оправданно. Первая глава посвящена Лисси Лунис (Коринна Харфух) — матриарху семейства, немолодой и тяжело больной фрау, уже с трудом справляющейся с простейшими бытовыми задачами. С ее мужем Гердом (Ханс-Уве Бауэр) дела обстоят еще хуже, у него болезнь Паркинсона. Когда его наконец-то забирают в дом престарелых, Лисси вздыхает с облегчением: одной обузой меньше.

Не сконструированный вымысел, не жанровый продукт, это сама жизнь

Во второй главе берлинский дирижер Том Лунис (Ларс Айдингер), сын Лисси и Герда, репетирует музыкальную композицию своего друга Бернарда (Роберт Гвиздек) «Умирание». Репетиции идут плохо. Бернарду не нравится, как звучит его творение, он постоянно откладывает премьеру, а еще угрожает покончить с собой. В личной жизни у Тома тоже все сложно. Его бывшая девушка Лив (Анна Бедерке) беременна от другого, но на родах хочет видеть именно Тома, хотя они уже десять лет как не вместе. В третьей главе сестра Тома Эллен Лунис (Лилит Штангенберг) заливает свои несчастья алкоголем и крутит роман с женатым дантистом (Рональд Церфельд).

«Жизнь». Реж. Маттиас Гласнер. 2024

Поразительно, что этому слоноподобному проекту вообще удалось найти финансирование. Немецкая господдержка в области кино рассчитана прежде всего на поощрение социально значимых фильмов с четко определенной темой и моралью: вот тут у нас про терпимость и беженцев, а тут про Вторую мировую и nie wieder («никогда больше»). Гласнер же, хотя и оперирует экзистенциальными понятиями, рассказывает исключительно о себе. Сценарий он начал писать вскоре после смерти родителей и рождения первенца. Том — его альтер эго, он в юности мечтал о профессии дирижера и даже одно время работал в музыкальном театре. У него тоже есть сестра, с которой он не общается. Отсюда и обманчивая небрежность драматургии: это не сконструированный вымысел, не жанровый продукт, это сама жизнь, пусть и пропущенная через видение художника.

Чем глубже несчастья персонажей, тем острее они начинают шутить

В то же время копает Гласнер там же, где и многие до него. Современный немецкий кинематограф, при всем его разнообразии, вращается вокруг трех главных мотивов: прошлое Германии XX века, миграция и семья. Немецкие режиссеры уже лет тридцать ведут подробную хронику того, как трансформируется и во что превращается пресловутая «ячейка общества», некогда один из столпов общественного устройства, а сейчас — опция, которую современный западный европеец может выбрать, и от которой с такой же долей вероятности может отказаться.

«Жизнь». Реж. Маттиас Гласнер. 2024

Нет, кажется, ни одного аспекта семейных отношений, о котором немецкие авторы уже не сняли бы фильм. Актеров это тоже касается. Например, гениальный дуэт Коринны Харфух и Ларса Айдингера, двух суперзвезд немецкого кино, — вовсе не открытие Гласнера. Двенадцать лет назад они уже изображали мать и сына в драме Ханса-Кристиана Шмида «Все, что останется», еще одном пронзительном семейном портрете в интерьере.

Фасбиндеру, который тоже снимал разговоры с мамой, наверняка бы понравилось

Сила «Жизни», по сравнению с другими немецкими картинами на ту же тему, — в ее колючей непридуманности, в нежелании сглаживать углы, заполнять пустоты и искать возможности для счастливого или хотя бы открытого финала. Чтобы иметь право на высказывание, не нужно быть Фасбиндером. Важен не масштаб личной харизмы, а острота художественного зрения. Гласнер заглянул в историю собственной семьи и обнаружил там черную бездну, в которую отважно погрузился и затащил с собой зрителей.

В этом путешествии у режиссера есть два помощника. Первый — музыка. Именно она скрепляет фильм, лишенный привычной трехактной структуры. Персонажи постоянно что-то наигрывают или напевают (у всех троих отличный слух), а две ключевые катарсические сцены разворачиваются в тот момент, когда оркестр под управлением Тома исполняет в Берлинской филармонии сочинение Бернарда (к слову, это произведение специально для фильма написал друг режиссера, композитор Лоренц Дангель).

«Жизнь». Реж. Маттиас Гласнер. 2024

Второй помощник — черный юмор, пронизывающий буквально каждый эпизод. Чем глубже несчастья персонажей, тем острее они начинают шутить и тем гротескнее становятся ситуации, в которые они попадают, от удаления зуба подручными средствами до родов, на которые беременную везет ее бывший любовник. Юмором висельника пропитан даже главный диалог «Жизни» — тот, в котором мать и сын открыто признаются друг другу в нелюбви. Это очень страшная и одновременно уморительно смешная беседа. Фасбиндеру, который тоже снимал разговоры с мамой, наверняка бы понравилось.

В оригинале фильм называется «Умирание», Sterben. Смертей тут и правда много, и не во всех случаях это люди в возрасте. На противостоянии жизни и смерти для Гласнера завязан сам творческий процесс как таковой. Каждое погружение в поисках новых идей отнимает силы. Кто-то, исчерпав их, уже не хочет всплывать, а кто-то, наоборот, только вглядевшись в бездну, внезапно понимает, как сильно любит жить.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: