Весенняя эйфория
Гран Торино, реж. К. Иствуд
Любителей кино обеспокоило недавнее ЧП — закрытие кинотеатра «Ролан» на почве имущественных споров. Потерять одну из немногих оставшихся в Москве площадок неформатного и альтернативного кино было бы крайне обидно. Но место встречи изменить нельзя: «Ролан» снова работает, а в начале апреля в нем пройдет традиционный мини-фестиваль «Весенняя эйфория».
В его программе представлены работы фантазеров и визионеров современного кино. Оскароносец-сценарист Чарли Кауфман дебютировал в режиссуре фильмом «Синекдоха, Нью-Йорк», который наши прокатчики недолго думая переименовали в «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Филипп Сеймур Хоффман играет театрального постановщика, чья личная жизнь зашла в тупик, но выбраться из него герою помогает привычка путать мир реальный с миром его сценических замыслов. В «Цвете сакуры» немки Дорис Дерри фантазия торжествует над жизнью в самом буквальном смысле. Это драма о старости и расставании с жизнью, снятая по мотивам классического фильма Ясуджиро Одзу «Токийская история».
Лирика старости вообще в чести. Герои французской ленты «Я всегда хотел быть гангстером» Сэмюэля Баншетри явно насмотрелись «черных фильмов» с участием Хамфри Богарта и Жан-Поля Бельмондо. Их портреты висят на стенах кафе, а в качестве фирменного блюда здесь подают «чизбургер Ким Бейсингер». Герои фильма — фантазеры-киноманы, мечтающие о красивых преступлениях, но сталкивающиеся с тем, что романтика осталась только в старом кино. Особую трогательную аутентичность этому черно-белому фильму-пастишу придает участие ветеранов Жана Рошфора и Лорана Терзиева.
Еще один фильм о старости — «Гран Торино» Клинта Иствуда. Неутомимый ковбой сам играет своего героя — отпетого расиста, который на склоне лет становится свидетелем нашествия азиатских иммигрантов рядом со своим домом. Преданный взрослыми сыновьями, он находит достойного наследника раритетного автомобиля «Гран Торино» в лице парня из Лаоса, которому дает мастер-класс мужского поведения и достойной смерти.
Россия 88, реж. П. Бардин
Среди фильмов «Эйфории» — «Прекрасная смоковница» француза Кристофа Оноре, осовремененная версия «Принцессы Клевской» мадам де Лафайет. А также «Слепая любовь» словака Юрая Лехотски — доку-драма о лишенных зрения людях, недавно награжденная главным призом фестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Закроется мини-фестиваль фильмом «Харви Милк» Гаса Вас Сента с оскароносной ролью Шона Пенна. Его герой был первым политиком, сделавшим своей программой защиту сексуальных меньшинств и не скрывавшим собственной ориентации, за что и поплатился жизнью. Прокатчики отложили выход картины «из-за великого поста», но те, кто не столь набожны, смогут увидеть ее в «Ролане».
Однако самым сенсационным событием «Эйфории» станет первый публичный показ в Москве фильма Павла Бардина «Россия 88». По жанру это mocumentary, то есть стилизация под любительское документальное кино. Однако открывающаяся за ним реальность превосходит по своей дикой невероятности любую фантазию. Это первое обращение кинематографа к разгулу неофашизма в российских городах — и ничего удивительного, что фильм уже столкнулся с попытками замалчивания и запрета. Ведь нет фильма — нет проблемы.
РАСПИСАНИЕ
2 апреля, 21:00
Открытие программы
«Нью Йорк, Нью Йорк» (режиссер Чарли Кауфман, 2008)
3 апреля, 21:00
«Прекрасная смоковница» (режиссер Кристоф Оноре, 2008)
4 апреля, 21:00
«Цвет сакуры» (режиссер Дорис Дёри, 2008)
5 апреля, 21:00
«Слепая любовь» (режиссер Юрай Лехотски, 2009)
5 апреля, 22:30
«Россия — 88» (режиссер Павел Бардин, Россия, 2009)
Live-speech по окончании фильма с участием Павла Бардина, Петра Федорова, политологов, критиков и экспертов
6 апреля, 21:00
«Гран Торино» (режиссер Клинт Иствуд, 2008)
7 апреля, 21:00
«Я всегда хотел быть гангстером» (режиссер Сэмюэль Баншетри, 2007)
8 апреля, 21:00
Закрытие программы
«Харви Милк» (режиссер Гас Ван Сент, 2008)