«Солнце» Александра Сокурова


Одни возвеличивают людей, достигших высших сфер власти, до уровня богов. Другие их, наоборот, развенчивают, превращают в демонические фигуры — то есть опять в нечто сверхчеловеческое. Александр Сокуров в своей трилогии предпринял очень важную попытку противостояния любым способам идеализации и сакрализации власти. В «Солнце» он попытался воздать должное внутреннему подвигу человека, который сумел выйти из подчинения своему божественному статусу, и, приняв на себя вину в трагедии своего народа, встал на уровень и вровень с обыкновенными людьми — и тем самым их спас. Я не знаю, насколько это соотносится с подлинной ролью императора Хирохито в истории. Могу сказать только, что мне было чрезвычайно интересно наблюдать за микроскопическими, в японском духе, изменениями во взрослом ребенке, постепенно приходящем к идее отказа от своей божественности. И в этом, мне кажется, и есть моральный урок всей трилогии, и урок нам, потому что известна наша склонность преувеличивать значение любого исторического лидера и в то же время недооценивать значение его нравственного выбора…
Мне кажется, что «Солнце», как кино не «одномоментное», еще будет набирать свою аудиторию, но при этом — терять свою контекстную составляющую. В чем и заключен драматизм такого рода кинематографа. Другие поколения утратят связь с фактами и реальным значением того, о чем рассказ. Для них и Ленин, и Хирохито, и даже Гитлер — все больше будут превращаться в легенды далекого прошлого, как Аттила, как Чингизхан… У них не будет той боли, которая есть у нас. Но зато для них, может быть, станут первостепенно важны тот язык и та последовательность, с какой Сокуров на протяжении трех фильмов разворачивает свою теорему. Это теорема. Которую третьим фильмом он блестяще доказывает.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: