Адриан Ситару: «Я хотел исключить себя»
«Незаконные». Реж. Адриан Ситару. 2016
— Ваш новый фильм отличается от предыдущих. В нем одна сюжетная линия, одна семья, одна тема. Можно сказать, что вы решили пойти по пути упрощения?
— Мне вообще нравится простота… Но в этом фильме я хотел попробовать
— Если у вас не было сценария, какие задачи вы ставили перед актерами? Диалоги в фильме — это их собственные мысли?
— Мы много работали над характерами. Ко мне пришла Алина (Алина Григоре, актриса, исполняющая главную роль, и соавтор идеи фильма — прим.ред.) и привела с собой однокурсников. Это была ее идея создать современную историю о невозможной любви, перекликающуюся с Ромео и Джульеттой. Я сказал им, что буду давать ситуации, как в реальной жизни, а они должны будут вести себя в соответствии с собственными принципами. Мы делали разные упражнения и
— То есть на этот раз вы постарались отказаться от режиссерской диктатуры?
— Именно. Я так устал от этих четких структур, этих продуманных до мелочей диалогов, которые всегда артикулируют мою собственную позицию, мои собственные мысли. Ведь герои в фильме — это, как правило, видение жизни самого режиссера. В этот раз я хотел исключить себя.
— Неужели вы там совсем ничего от себя не оставили?
— Оставил. Монолог отца о времени, которое способно все изменить, можно сказать, произносится моим голосом. Я дал Адриану (Адриан Титьени, постоянный актер Адриану Ситару — прим.ред.) текст и сказал, что если ему нравится, он может его использовать, пересказать своими словами, но хорошо, если они будут похожи на мои. Этот фрагмент был менее импровизационный, чем остальные. Идея с инцестом появилась гораздо позже. Актеры, играющие Сашу и Ромео, сами исследовали много документов и статистику не только в Румынии, но также в Штатах и Британии, чтобы погрузиться в тему инцестуальной любви между двойняшками и узнать отношения современного общества к этой проблеме.
— Не хотели сделать тему инцеста еще более драматичной? Отношения между дочерью и отцом еще более табуированы.
— Нет. Идея с инцестом возникла спонтанно, когда я заметил, что между близнецами существуют очень тесные и нежные отношения. И я подумал — а что если довести эту нежность до предела? Более того, когда мы исследовали различную статистику, мы заметили, что случаев инцестуальных отношений между братом и сестрой гораздо больше, чем между детьми и родителями. И во втором случае это, как правило, связано с насилием. А мне было важно показать обоюдную, добровольную любовь.
«Незаконные». Реж. Адриан Ситару. 2016
— Вы не любите рассуждать об эпохе Чаушеску. Эта черта отличает вас от других румынских режиссеров, которые постоянно работают с прошлым, хотя вы и принадлежите к тому же поколению. Почему вы намеренно дистанцируетесь от этой темы?
— Но, кстати, как раз в «Незаконных» прошлое
— При этом прежде в своих фильмах вы предпочитали об этом не говорить.
— Для фильмов я действительно выбираю, как правило, другие темы. Для меня и «Незаконные» больше про вечные моральные вопросы, нежели про эпоху. Так же, как, например, короткометражка «Арт» (победитель уикенда короткого метра «2morrow/
— Ваши фильмы можно назвать семейными. Вы не оставляете ваших героев наедине с обществом, вы всегда окружаете их родственниками, и конфликты возникают внутри этого семейного круга.
— Это инстинктивно, но я действительно перевожу акценты с общества на семью. Начиная с первого фильма «Волны», я снимал о проблемах отцов и детей, потому что меня интересует вопрос, что делали не так мои родители, что делаю не так я со своими детьми.
«Незаконные». Реж. Адриан Ситару. 2016
— Вы учились вместе с Раду Жуде. И в «румынской волне» вы оба стоите немного отдельно. У вас другая эстетика, другие темы… Это
— Возможно. Мы действительно учились в одной частной киношколе, поскольку нас обоих не взяли в основную киношколу в Бухаресте. Мы трижды пытались туда поступить, и все безрезультатно. Наверное, у нас было больше свободы, так как наша школа находилась в здании телеканалов и больших
— А как вы вообще относитесь к понятию «румынская волна»?
— Очень хорошо, потому что этот термин помог продвинуть румынское кино в нулевых, начиная с Кристи Пую. Но мы не особо друг с другом общаемся. Иногда мы присылаем друг другу наши сценарии или зовем друг друга посмотреть фильм в черновой сборке. Но мы не встречаемся и не обсуждаем, что мы будем делать дальше, не придумываем
— В «Арт» у вас есть такая шутка: режиссер уверяет мать, чья дочь должна сыграть в двусмысленной сцене, что это не повредит ее репутации, так как в Румынии все равно никто не смотрит румынское кино.
— Это не шутка, это суровая правда жизни. Мы известны на всемирных фестивалях, но в Румынии нас либо не смотрят, либо очень жестко критикуют. Например, Мунджиу после «4 месяцев…» и Раду Жуде после «Браво!» упрекали в том, что они очерняют образ Румынии и не показывают хорошие стороны своей страны.
— Это похоже на ситуацию в российском кинематографе.
— Подозреваю, что националистические чувства жителей многих стран не выносят столкновения с правдой. Наверное, это защитный механизм. С другой стороны, у нас в Румынии нет сети кинотеатров, как, например, в Будапеште, которые бы популяризировали авторское кино. 90 процентов кинотеатров — это мультиплексы, которые подбирают соответствующий контент. Румынскому кино сложно выживать в таких условиях, потому что если твой фильм не гарантирует большого количества проданных билетов, тебя ставят в самое неудобное время. Возможно, нас смотрят хотя бы на торрентах.
— Почему так много румынских фильмов снято в больницах?
— В последнем фильме, кстати, должно было быть больше сцен в больнице, но я их вырезал при монтаже… Почему больницы? Напрашивается очевидный ответ: потому что мы все еще больное общество.
Читайте также
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»