За тех, кто с лопатой и кто в мерседесе
Лев Лурье (фотография Александра Низовского)
— Я должен сказать, что поражён тем, какая небогатая фантазия у авторов заявок. Русская история ведь изобилует драмами и трагедиями на любой вкус. Прекрасная картина могла бы получиться из истории отравления Иосифа Виссарионовича Сталина (она краем есть у Германа в «Хрусталёв, машину!»), или чудесный эпос можно было бы снять про победу в Куликовской битве, и про последовавшее затем поражение от Тохтамыша. Или про Самозванца. А байопики? Огромное же количество интересных личностей. Например, Александр Куприн: офицеры, публичный дом, любовь к цирковым борцам, эмиграция, возвращение… То, что выбрано — это
Дальше по очереди, да? Больше всего, конечно, привлекает Василиса Кожина нашего земляка и моего хорошего знакомого Дмитрия Месхиева. В России принято, проигрывая войну, придумывать героев, таких, как Николай Гастелло или Козьма Крючков. Это важно, потому что это поддерживает патриотический дух. При Кутузове был целый штаб писателей, которые придумывали героев. Их эскизы были придуманы, ещё когда французы стояли в Москве, — чтобы понятно было, как русский народ в тылу поднимает дубину народной войны. Так вот, что известно о Василисе Кожиной? Что она объединила вокруг себя
Лев Лурье (фотографии Александра Низовского)
— Ещё один фильм про осетинский конфликт вас не смущает?
— Ну, понятно, это будет опять шовинистическое кино, направленное против
Тем не менее, в списке есть и очень интересные позиции. «Скобелев», например. Это человек, который заслуживает киноленты. Там очень красивая смерть: Скобелев был, как известно, мазохистом, и погиб в публичном доме с двумя девушками. Кроме того, ходили слухи, что он вёл переговоры с «Народной волей» об участии в перевороте. Есть знаменитая статья
— А с Гагариным что не так?
— Ну, это же агиография, житие. Никакого конфликта. Просто хороший мальчик из ПТУ поступил в лётное училище и стал космонавтом.
— Там ещё один вполне актуальный агиографический замысел есть. «Парень из нашего города» называется, как у Константина Симонова. Про двадцатичетырёхлетнего омоновца, который получил шестнадцать ранений, прикрывая товарищей во время контртеррористической операции в Ингушетии.
— Здесь я вижу цензурные сложности, как ни странно. Я бы хотел, чтобы этот фильм посмотрели в Ингушетии, в Чечне, чтобы не было никакой неполиткорректности. Не хотелось бы бередить ещё не зажившие раны.
— Или вот ещё одна внезапная канонизация на официальном уровне. Фильм «Сорок семь», который продюсирует компания «Рок» и Алексей Учитель.
— Это про Цоя? Он хотел быть героем и стал им. Но с канонизацией Виктора Цоя проблема, на мой взгляд, заключается в том, что кроме него, Тимура Новикова и, скажем, Айзеншписа все действующие лица ещё живы. Кто будет играть Каспаряна и Рыбу? Хотелось бы посмотреть, конечно, какой актёр изобразит молодого Гребенщикова в классической сцене, где Цой играет в электричке
— А у вас есть версия, почему эти прекрасные фильмы, в необходимости которых трудно сомневаться, считаются «социально значимыми»?
— Грубо говоря, перед нами набор
— Есть ощущение, что не было конкретного заказа сверху: «Пожалуйста, снимите нам
— Помню, когда я руководил отделом документального кино «Пятого канала», люди, которые приносили мне свою продукцию, делились на два типа. Первые — «отставные чекисты», которые делали зрительское кино. У них всегда было интервью с
— Идея создания Фонда кино, кажется, состояла именно в том, чтобы Фонд реформировал бюрократическую систему «левых» грантов. Здесь мы видим список, который хочется читать как законченный художественный текст. Это исторический документ. Свидетельство совершенной подмены понятий. Это государство так странно понимает слова «социально значимый» или
— Парадокс в том, что в этом списке нет ничего «социально значимого». Где человек труда? Где учитель? Где пилот гражданской авиации? Где водитель? Почему социально значимый фильм должен быть посвящён поведению человека в экстремальной ситуации во время французской оккупации в Смоленской губернии? Где то, что было в советском кинематографе, то, на чём воспитались
— Считается, что по фильмам, выпущенным в эпоху «малокартинья» можно очень точно судить о главенствовавшей тогда идеологии…
— Сегодняшняя идеология гораздо сложнее этого списка. Я противоречиво отношусь к господину Суркову, но его идеология — сложная, многогранная, глубокая, она опирается на реальные корни русской философской мысли. Совершенно не понятно, кто редуцировал эту противоречивую идеологию нынешнего правящего сословия до этой писульки. Мне кажется, что за это надо дать «по шапке». Я легко могу себе представить передовицу в «Правде» на эту тему. Это же явная халтура за государственные деньги. Даже американцы в своём Голливуде, тоже выбирающие, прямо скажем, не сверхъестественные темы, придумали бы
— Интересно, что в этом списке у каждого проекта, кроме графы «исполнитель», есть ещё и партнеры — телеканалы, иногда государственные ведомства в качестве спонсоров, потому что Фонд может финансировать не больше сорока процентов бюджета. Вам не кажется странным, например, что про нефтедобытчиков кино не снимают?
— Конечно, странно. Если бы я хотел получить спонсорские деньги, то за темой далеко ходить не надо — это русский газ или русская нефть. Здесь есть, о чём снимать. Всегда можно найти заказчика. Например, Павел Лобков хочет снять фильм про геологов и он снимает такой фильм. Называется кино «Лариса Попугаева». Он сам звонит в Якутск, а республика Саха выделяет деньги и везёт его туда, потому что Лариса Попугаева — это местный культовый персонаж. В итоге получается интересное кино. Сегодня можно почти всё. Ну, разве что фильм «Эдуард Лимонов» пока невозможен, хотя со временем и он будет снят — и
— Кроме гипотетической глупости и недальновидности, есть
— Есть такой замечательный текст — гимн «Союза правых сил», написанный Андреем Вознесенским. Так вот, в нём есть такая строчка: «За тех, кто с лопатой и кто в мерседесе». Последний фильм, который обращался к столь широкой аудитории, был снят в девяностых — это «Ворошиловский стрелок» Говорухина. Сегодня его бы не выпустили на экран.
Девяностые годы, плохие или хорошие, предоставляли пространство для
—
— Боятся. Перед ними стоит задача, в которой нет ничего омерзительного: они хотят бабла. Они же не только для себя стараются. Сколько людей кормит большая кинокартина? Сотни. И, думая о деньгах, ты составляешь заявку так, чтобы она выглядела как «верняк». Ты не пойдёшь и не скажешь: «Я хочу делать фильм про слияние и поглощение одной крупной продовольственной сети другой». Понятно, что это было бы дико интересно — но русский «Уолл Стрит» нам не светит. Потому что сразу же начнётся: «А про кого? Кто прототип?» А вот про Василису Кожину — никаких вопросов!
— И проката никакого, разве нет?
— Конечно, это кино, которое обречено остаться без зрителя. Чтобы сделать хороший фильм, нужно долго думать и работать. А если пихать заявку под бабло, которое дают здесь и сейчас, получится ерунда. Всегда.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера