«Побег из Шоушенка» – Мальчишки Нетинебудет
О первом номере разнообразных списков лучшего кино и самой известной экранизации Стивена Кинга вспоминает Василий Степанов.
Если по-честному, то никакого текста на этом месте быть не должно.
Большими буквами здесь должно быть напечатано только одно: «После нескольких лет соперничества с “Крестным отцом” “Побег из Шоушенка” занимает-таки первое место в списке 250 лучших фильмов по результатам пользовательского голосования imdb.com». Именно в фантастической оценке безымянных сетевых пользователей, а не в сентиментальной истории тюремного бухгалтера с двумя пожизненными, состоит главный сюжет и драма фильма.
Тинейджерский набор фей для мальчиков, заблудившихся в суровой стране Нетинебудет
«Побег из Шоушенка» — режиссерский дебют Фрэнка Дарабонта и, если он, в ту пору еще писатель, ставил своей целью совпасть с миллионами, то ему это удалось. Удалось и больше — Дарабонт сумел решить трудную задачу: поставить материал своего друга Стивена Кинга совершенно особым образом — выйдя за пределы узкоспециального жанрового подвальчика. Странно было ожидать этого от сценариста «Баек из склепа, третьих «Кошмаров на улице Вязов» и второй «Мухи», но Дарабонт смог влить в рассказ Кинга изрядную долю старомодной голливудской респектабельности. Для чего, впрочем, были все поводы: сам Кинг признавался, что писал свой рассказ «Рита Хейуорт и побег из Шоушенка» как трибьют солидным голливудским тюремным драмам. И режиссеру осталось лишь задвинуть на задний план хитроумный сюжетный ход с побегом через плакат (до самого финала ничто кроме названия не предвещает счастливого исхода), наведя оптику на, что называется, человеческие отношения. Как заметил чуткий Роджер Иберт: «Невероятно говорить это о тюремной драме, но “Побег из Шоушенка” наполняет сердце зрителя теплом и заставляет почувствовать себя членом большой любящей семьи».
Согласимся с американским коллегой. Как главный герой фильма, финансовый гений Энди Дюфрейн, живет под маской библиотечного червя и альтруиста, так и сам «Побег из Шоушенка» весьма успешно прикидывается жесткой тюремной историей, являясь, по сути, мелодрамой общего семейного пользования — фильмом идеальным для любого зрителя (не хуже «Движения вверх»). Должный коэффициент мягкости в агрессивной пенитенциарной среде обеспечивают благородный закадровый голос Моргана Фримена и размеренный темп, который поддерживает режиссер.
Пренебрегая суровой натурой, Дарабонт сосредотачивается на делах житейских. «Побег из Шоушенка» примиряет своих зрителей с действительностью — всюду жизнь, всюду рутина. Вместо приготовлений к побегу из самой страшной тюрьмы, мы наблюдаем за посиделками в столовке, прогулками по двору, первыми попытками социализации и схватками с сексуально активными качками. Как в школе. Как во взрослой жизни, которая для большинства слепляется в серию поездок с работы и на работу. Время отмеряют плакаты в камере Энди. Сначала — Рита Хейуорт («Гильда», 1946), затем — Мерилин Монро («Зуд седьмого года», 1955), а после — Ракель Уэлч («Миллион лет до нашей эры», 1966). Чудесный тинейджерский набор фей для мальчиков, заблудившихся в суровой стране Нетинебудет.
Оцените и центральный конфликт: бескомпромиссный спор с суровым «отцом» — начальником тюрьмы — за право покинуть отчий дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью хотя бы даже и на мексиканском побережье. Нет-нет, а подумаешь: скорей бы уж приплыл крокодил. Ему, наверно, нипочем канализационные трубы. Чувствуется, конечно, определенный комизм в том, что ретровыход «Побега из Шоушенка» случился прямо сейчас в разгар споров о женском присутствии к кино, одновременно с «Портретом девушки в огне» (там у героинь свой остров). Трудно представить себе фильм более сосредоточенный на мужских страстях и при том столь сентиментальный и покорный зрительскому глазу.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо