хроника

Сеанс-дайджест №118

Роберт Паттинсон уже забыл сюжет «Довода». — История создания «Безумного Макса». — Роджер Дикинс дистанционно учит операторскому мастерству. — Альберт Серра, Ильдико Эньеди и другие снимают карантин. — Спайк Ли о Нью-Йорке. — Алексей Гусев о разнице между объективностью и универсальностью.

«Гардиан» спрашивает у кинематографистов о памятном киносеансе. Отвечают Фрэнсис Форд Коппола (старик ушел от ответа), Уит Стиллман (детские утренники и Багз Банни), Ласло Немеш (пленочная проекция умирает, кинозал теперь как большой телевизор), Сара Полли («Тонкая красная линия» как религиозный опыт) и другие. Вот Стив Маккуин о «На север через северо-запад»:

«Альфред Хичкок создал этот фильм для зрителей. Он дирижировал их охами и ахами: когда им склониться вперед, а когда отпрянуть от экрана. Это не про человека, который лежит дома на диване, отвлекается на телефон, звонок в дверь, или готовит себе выпивку. Зал был полон энергии и в конце все вскочили и принялись аплодировать; то же самое было, когда я увидел «Миллионера из трущоб» в Лос-Анджелесе».

Ну а в «Таймс» показывают козырьки кинотеатров в период карантина: «Социально-дистанцированная сеть», ««Портрет девушки в огне» был и правда хорош» и просто — «Идите домой».

«Безумный Макс»: Эх, прокачу! «Безумный Макс»: Эх, прокачу!

А по соседству в газете — устная история создания последнего «Безумного Макса», которому уже, как ни крути, пять лет. Как Джордж Миллер предложил роль агенту Шарлиз Терон, а агент ей не сообщил об этом; как 11 сентября поставило крест на производстве: никто не готов был страховать подобные съемки; как Миллер нанял автора «Монологов вагины» Ив Энслер, чтобы консультировать актрис, игравших «жен» Несмертного Джо.

Алексей Гусев написал колонку по поводу объективности кинокритики.

«Объективность, во имя которой критик отказывается от ангажированности, — не претензия на универсальность и дефолтность. Наоборот. Такой претензией обладает лозунг, идея, концепция, — то есть нечто антропогенное и умышленное. Когда та же Мария Кувшинова несколько месяцев назад рассказала о своей беседе с некоей европейской коллегой, которая удивилась тому, что российская кинокритика не затрагивает проблематику феминизма («а о чем же тогда они пишут?»), — в этом удивлении, смею заметить, как раз и была претензия на дефолтность: одного конкретного «изма», одной конкретной оптики. Силящийся остаться «объективным» критик претендует на нечто противоположное и куда более скромное — на правомерность. Он описывает фильм (роман, спектакль, полотно) как таковой. Как объект. Сообразно его внутреннему устройству. И не более».

Мы уже писали о Камило Рестрепо, его «Протоки» назвали лучшим дебютом на последнем крупном фестивале года — в Берлине. Теперь с режиссером поговорили люди из Film Comment. Можно побольше узнать о Мизинце, герое фильма.

«Тогда, в 2015-м, я вернулся в Колумбию снимать следующий фильм, а Мизинец в тот момент остался без работы. Я спросил, не хочет ли он стать моим ассистентом, обучил его техническим моментам. Он сказал, что прежде состоял в религиозной секте, где заправлял некий «Отец». Во имя господа бога Мизинца заставляли проявлять жестокость. Он запутался в том, что есть хорошо, а что плохо. Но однажды с ним [произошел момент] просветления, и он понял, что всё это время им помыкали, заставляя действовать против собственной веры. Тогда он сбежал.

Он сказал, что в жизни у него была одна цель: убить Отца, потому что это было бы доброе деяние, способное защитить прочих молодых людей в секте. Я понял, что так он вернется к тем вещам, которыми занимался в секте. Так что я сказал ему: «Без проблем, давай убьем Отца. Я тебе помогу. Но мы сделаем это в фильме. Отправной точкой будет момент, когда ты его застрелил, и тебе надо разобраться, что еще делать в этом фильме. Убийство уже произошло. Как ты собираешься снова влиться в общество?» Так что идеей было не просто отразить эти события из жизни Мизинца, но и создать портрет его сознания — сознания молодого человека, живущего на задворках общества».

Все обсуждают сериал «Великая». Татьяна Алешичева объясняет, с чего вдруг.

«Это настоящая «клюква в законе» — историческая игра без правил с сюжетом, какой бог послал: на титрах красуется гордая надпись, что шоу «основано на реальных событиях местами». Это зрелище, близкое по жанру даже не к недавней «Екатерине Великой» с Хелен Миррен, где фаворит императрицы задушевно рассказывал ей, как потерял девственность в амбаре под Смоленском, а к британскому ситкому «Черная гадюка».

Замысел «Великой» возник у австралийского сценариста Тони МакНамары раньше прославленной «Фаворитки». Режиссер Йоргос Лантимос пригласил его работать над фильмом, после того как прочитал сценарную заявку «Великой». Как следует из интервью самого МакНамары, его непочтительность к исторической точности кроется в отсутствии традиции костюмного кино у него на родине: «Мне нравились фильмы вроде «Барри Линдона» или «Опасных связей», но сам я не собирался делать костюмные фильмы. Я австралиец, а в нашей культуре этого нет, мы же молодая страна». А вот чувство юмора у этого австралийца похоже на британское — тяготеющее к абсурдизму и макабру».

И еще немного об исторической достоверности: Никита Солдатов приводит семь мифов, родившихся благодаря кино.

«Миф о Ледовом побоище как о главной битве своего времени оформился в фильме «Александр Невский» Эйзенштейна, откуда перекочевал в советские учебники по истории. До выхода картины битва между новгородским войском под предводительством 20-летнего князя Александра Невского и крестоносцами Ливонского ордена в 1242 году не рассматривалась как самый значительный эпизод русской истории первой половины XIII века и даже не входила в университетские лекционные курсы. Коллеги Эйзенштейна утверждали, что из двух предложенных ему сюжетов — о Минине и Пожарском и об Александре Невском — он выбрал второй именно потому, что о Невском «есть лишь одна страничка летописи, а больше вообще никто ничего не знает». Хотя ни в русских летописях, ни в орденских хрониках не упоминалось о том, что во время битвы кто-то провалился под лед, в фильме Эйзенштейна Невский специально заманивает рыцарей на Чудское озеро, произнося ставшую афоризмом фразу: «Немец тяжелее нас, под ним и проломится»».

Сайт Британского киноинститута опубликовал своеобразный топ японского кинематографа — каждому году назначен главный фильм. Есть симпатичный трейлер:

Гигантский материал о Роберте Паттинсоне: он застрял в съемной квартире, его «Бэтмен» заморожен, сюжетные повороты нолановского «Довода» уже забыты, через дверь передали костюмы на примерку.

«Жюльет Бинош прислала мне имейл, в котором пробует описать Паттинсона. Кое-что из ее слов я прекрасно понимаю («Всякий раз, когда я вижу Роба, чувствую свою близость. Дело не во времени. Я вижу его одиночество, его нужду в разговоре, его потребность делиться пережитым»), а кое-что вынуждает меня поразмыслить. «Он не знает покоя в поиске правды», пишет она, и «этим объясняется его потребность окунаться в разные миры: movies and films». Думаю, под первыми она понимает голливудские вещи, за которые он опять взялся, а под вторыми независимое кино, в котором они вместе играли в последние годы, начиная с «Космополиса» 2012 года».

На сайте Criterion любопытный рассказ о том, как компания столкнулась с непростой задачей реставрации фильма Спайка Ли «Замороченные». Заморочкой было сопоставить два исходных формата съемки — пленку и ранний цифровой формат MiniDV. Оператор Эллен Курас использовала их для создания контраста между двумя «мирами» фильма, и настояла на том, что реставрацию нужно проводить с исходников, потому что при печати кинокопий этот контраст уже был нарушен, а шероховатости цифровой съемки сглажены.

Тем временем, сам Ли выложил в Инстаграме короткий фильм о Нью-Йорке.

Вика Смирнова о «мнемоническом жанре»: фильмах, где герои не памятуют и припоминают.

«Разговор о кризисе памяти столь же тривиален, как разговор о погоде. И тем не менее он не устаревает. Более того, становится предметом моды, шагнув с философских подмостков в поле кинематографа, из области теории в область общественных вкусов.

Казалось бы, все должно быть наоборот. «Катастрофическое сознание» и «клиповая реальность» как будто бы готовят нам нескончаемое забвение. И — благостное существование в бесконечном сегодня, без ощущения неполноты и виновности, даруемой историческим прошлым. Однако новая катастрофическая реальность все настоятельнее вписывает человека в историю, еще теснее связывая с прошлым. Перефразируя Диди-Юбермана, можно сказать, что человек есть то, в чем он больше всего нуждается. А значит, не по причине одной лишь моды и глобалистского стереотипа появляются фильмы об амнезии. У этой «утраты памяти» есть своя предыстория, свой анамнез недугов вроде «компьютерных революций», «фрагментации зрения» и «эстетики клипа»».

 

Скончалась Линн Шелтон, независимый американский режиссер, снимавшая смешные драмы о человеческой близости, и также работавшая на ТВ. В этом году вы могли видеть ее мини-сериал «И повсюду тлеют пожары» с Риз Уизерспун. Шелтон было 54 года. Журнал Filmmaker вспоминает ее фильмы и переход от безбюджетных самодельных картин к работе на крупных телепроектах.

«Когда я начала работать на «Безумцах», было очень страшно. Однако я обнаружила, что мой инструментарий независимого режиссера был не только достаточным, но вообще-то прекрасно подходил к темпам телевидения. Ведь они там крайне амбициозны. Работают очень усердно и очень быстро. И для такой работы я отлично подошла. Было здорово это про себя понять — сразу чувствуешь себя увереннее. Как и осуществлять чей-то замысел, которым ты восторгаешься».

На сайте «Кино ТВ» читайте рекомендательное письмо об иранском кино. Можно было бы предположить, что речь привычно пойдет о кинематографистах под домашним арестом, но не тут-то было — автор Тимур Алиев вгрызается глубже. Встречаются сюжеты пострашнее то, что было с Панахи.

«Лента снималась в Иране тайно на средства австралийской кинокомпании, и изначально не планировалось демонстрировать её внутри страны. Однако, как это часто происходит с подобными проектами, фильм «ушёл в народ», а поплатилась за это актриса, исполнившая главную роль: Марзиа Вафамехр была приговорена к трём годам тюрьмы, 90 ударам плетью, запрету покидать Иран и сниматься в кино несколько лет. Обвиняли Вафамехр в том, что в кадре она появляется без хиджаба, а также оголяет другие части тела, что является нарушением иранских законов».

Здесь можно бесплатно посмотреть короткий метр Sapphire Crystal Виржиля Вернье, в прошлом году взявшего главную награду «Духа огня» за фильм «София-Антиполис». Это история о женевской «золотой молодежи», снятая на айфон.

«Я подбирал актеров по фотографиям вечеринок в самом модном ночном клубе Женевы. Я хотел повстречаться с обеспеченной молодежью, интегрировавшейся в либеральную систему, которая с гордостью принимает свои привилегии. Фильм открывается спором о «хрустальном душе», таком обычае заказать много-много бутылок шампанского, а затем окунаться в него. Я хотел, чтобы этот странный ритуал был отправной точкой, где их мнения разделяются. Меня поразил контраст внутри этого привилегированного сообщества между классической швейцарской тенденцией, протестантской и умеренной, и более современной манерой шиковать, выставляя свое богатство напоказ».

Фестиваль в Салониках продолжает привлекать кинематографистов к осмыслению ситуации. Альберт Серра и цвет из иных миров:

Ильдико Эньеди и домашняя фауна:

Роджер Дикинс и его жена Джеймс завели подкаст об операторском мастерстве.

Еще одно хорошее начинание — подкаст «Порядок снов», который ведут автор «Сеанса» Ирина Марголина и Денис Васильковский. Первый выпуск посвящен «Паразитам».

«Искусство кино» провел онлайн-премьеру фильма «Резкий и мягкий» Насти Коркии.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: