хроника

Сеанс-дайджест №106

Скорсезе написал Пону Чжун Хо. — Илья Хржановский рассказал о работе над Бабьим Яром. — Как Томас Эдисон защищал кино на бумаге. — Бегай как собака, станешь собакой: Терри Нотари после «Квадрата». — Что слушает Педру Кошта. — Фасбиндер и негатив истории.

Пон Чжун Хо рассказал о письме от Скорсезе. В СМИ уже предлагают теории, объясняющие финал. Уж не хочет ли Скорсезе снова столкнуться в главной оскаровской категории с Хо?

«Этим утром я получил письмо от Мартина Скорсезе. Не могу сказать, что в нем написано, потому что это личное. Но ближе к концу он написал: „Ты хорошо поработал. Теперь отдохни. Но не слишком долго“. Также он написал, как другие режиссеры и он сам ждут мой следующий фильм».

● ● ●

 

Почитайте, как сложился дуэт Мартина Скорсезе с монтажером Тельмой Шунмейкер.

«Ирландец» — Ворох грехов «Ирландец» — Ворох грехов

«Фильмы Мартина не так жестоки до тех пор, пока я их не смонтирую».

● ● ●

Илья Хржановский дал интервью о своей работе художественным руководителем мемориального комплекса Бабий Яр. Как и с онлайн-версией DAU, предполагается персонализация истории.

«В Бабьем Яру погибло не просто число людей — там исчезло количество судеб: нерожденных детей и несостоявшихся миров. Важно найти и максимально описать каждую из них. С технологиями прошлого это было бы невозможно, поскольку в музеях вы всегда имеете обобщенную картину, не можете встречаться с десятками тысяч историй, переходя из одной в другую. А сейчас можно достичь этого эффекта проживания чужой жизни (своего альтер эго, если хотите): вы приходите, и для вас подбирается история согласно вашему возрасту и положению — так, чтобы вы могли ее сильнее и острее чувствовать».

● ● ●

В США закон не защищал кинематографистов от пиратства вплоть до 1910-х. Первым отстаивать авторские права принялся, ожидаемо, Томас Эдисон. Он пользовался протоколом, действовавшим для фотографов, и сдавал в соответствующие органы копию фильма, покадрово напечатанную на рулоне бумаги. В 1903 году ему удалось добиться прецедентного решения — читайте об этом по ссылке.

 

● ● ●

Продюсер Илья Стюарт рассказал о ситуации с проектом Андрея Звягинцева, который у студии не сложился.

«Частные инвестиции в авторском кино — это, в принципе, очень сложно. Я с этим сталкиваюсь очень часто. Есть самые разные люди. Кто-то хочет красной дорожки, кто-то — творческой самореализации, кто-то хочет заработать денег, кто-то просто хочет помочь развитию индустрии. Все вправе в итоге отказываться, так как деньги частные. Конечно же, мне хотелось спродюсировать фильм Звягинцева, я с большим уважением отношусь к его творчеству. Тем не менее, когда стало понятно, что это просто невозможно без достаточно радикальных решений — допустим, сменить язык, изменить контекст финала или оптимизировать смету, — я просто был вынужден приостановить наше участие. Вот и все».

● ● ●

В «Таймс» рассуждают, как относиться к нарисованной собаке из «Зова предков» с Харрисоном Фордом.

«В фильме „Зов предков“ 1935 года на роль собаки-протагониста Бака выбрали здорового сенбернара, сыгравшего рядом с усатым Кларком Гейблом. В 1972 году ее сыграла закаленная немецкая овчарка, а в 1997 — неуклюжий леонбергер.

В 2020-м Бака играет 51-летний бывший участник труппы Cirque du Soleil по имени Терри (Нотари, сыгравший художника Олега Рогожина в „Квадрате“ Эстлунда — примеч. ред.), которого посредством цифровой манипуляции превратили в помесь сенбернара с колли. Он ходит как пес, лает как пес, но — как большинство зрителей поймут за считанные секунды — он не настоящий пес.

Новый Бак способен делать на экране вещи, прежним Бакам неведомые. Слизнуть снежинку с носа, выждав время для комической оттяжки. Он может одним укусом стянуть мясо с ноги индейки, а может смерить неодобрительным взглядом своего человеческого спутника, сыгранного Харрисоном Фордом, когда тот чересчур набрался».

● ● ●

В Берлине соревнуется новая версия «Берлин, Александерплац» — а в бельгийском журнале Photogénie опубликовано эссе о постановке Фасбиндера.

СЕАНС - 64 СЕАНС – 64

«Сегодня общепринято считать, что мы способны прочесть историю через жизни лишь тех, кто в равной степени ее формировал и был ею сформирован. Соответственно, в „Берлин, Александерплац“ нам представлен негатив, который, если пустить через него свет, позволяет истории проявлять себя на белом экране. Более того, Фасбиндер успешно показывает, как история сама оказывается проявочной комнатой; той, где всякий вслепую тычется в надежде наткнуться на что-нибудь теплое, что позволило бы пережить эту ночь».

«Берлин, Александерплац». Реж. Райнер Вернер Фасбиндер. 1980

● ● ●

Film Comment публикует дневники с прошлогодних съемок Memoria Веерасетакуна, фильм-взгляд «аутсайдера на Колумбию и, в некоторой степени, его восприятие национальной души».

«При бюджете в два с небольшим раза больше, чем был на „Кладбище великолепия“, Memoria — его самый дорогой на сегодня фильм. Сценарий включает множество локаций, а также беспрецедентно броские игрушки, такие как тележка с рельсами протяженностью в 150 метров, по всей видимости длиннейшими в истории колумбийского кино; мне сказали, что для них понадобилось запросить все имевшиеся в стране рельсы для тележки. Сегодня Апичатпонг особенно рад строительному крану, который по неведомой причине разрисован в психоделические радужные цвета; кран этот вытянулся над парковкой с двумя гигантскими прожекторами M90 на платформе — это „солнце“, которое светит на третий этаж декорации».

● ● ●

Педру Кошта поделился любимыми песнями: Джил Скотт-Херон, Чарльз Мингус, Стиви Уандер, но также и диджей по имени Nigga Fox.

● ● ●

Говорят, это новый Бэтмен. А может, косплей. Как тут поймешь.

● ● ●

Kogonada возвращается: по просьбе Criterion он сочинил эссе о «Роме» Альфонсо Куарона, которая вышла в коллекции издательства.

 

● ● ●

Непременно посмотрите лекцию Наума Клеймана «Кино 1920-х: переизобретение жизни и эксперименты Эйзенштейна», которая прошла в рамках продолжающегося лектория «Арзамаса» в РГБ.

● ● ●

Photo Жизнь и приключения Сергея Сельянова и его киностудии «СТВ», рассказанные им самим купить

Журнал «Искусство кино» провел очередной круглый стол о русском кино — теперь 90-е, особый гость Сергей Сельянов. Упоминается полсотни фильмов.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: