Саратовские страдания
В моем детстве на здании Нижневолжской студии кинохроники, маленьком зеленом купеческом домике, едва белели некогда гордые буквы «Кино для нас
В моем детстве не было кино. Правда, фильмы были. Родители брали их в видеопрокате напротив дома. Помню видеокассеты с желтыми и розовыми стикерами: «Джуманджи», «Бесконечная история», «Мультики Диснея». С кинотеатрами эти кирпичики пленки не ассоциировались. В кинотеатрах шла совсем другая жизнь: в одном квартировала папина фирма, в другом продавали канцтовары, а в «Экране» на набережной устраивались модные дискотеки.
Волшебный фонарь
А потом я увидела на большом экране «Хрусталев, машину!».
Это было в «Волшебном фонаре», старом киноклубе, в новые времена превратившемся в маленькую телестудию.
Телестудия выпускала короткий субботний дайджест о кино и студенческую программу «Универ», куда я пришла в первые дни своей унылой, как мне показалось, филфаковской жизни. Работу там помню смутно, но хорошо помню людей: пионера киноклуба и директора телестудии Андрея Наймушина и художественного руководителя «Универа» Татьяну Зорину. Как и многих ребят с других курсов университета, встреча с ними подтолкнула меня продлить свое студенчество во ВГИКе.
Но вернемся к германовскому «Хрусталеву». Для Саратова его премьера была событием. Мы пошли всей семьей, папа нервничал от того, что так плохо слышно, ругал оборудование кинотеатра. Меня же заворожил большой экран. Я впервые окунулась в его бегущее пространство, а новообращенным не пристало жаловаться на технические огрехи посвящения. К тому же, как выяснилось в дальнейшем, «плохой» звук в фильме Германа был решением. И хотя техника в киноклубе и впрямь давала сбои, меня эти мелочи не волновали. Я «подсела» на кино.
В актовом зале университетского корпуса я посмотрела «Скромное обаяние буржуазии», «Апрель», «Необратимость» (все подружки выбежали из зала, я не могла себе этого позволить — я уже собралась во ВГИК). Фильмы были не просто фильмами (разными, как и публика, которая их смотрела). Сходить на просмотр, посидеть с друзьями в уютной темноте, обсудить увиденное в зале и по дороге домой — это был ритуал. Дорога домой тоже была темной (Астраханская улица вечерами безлюдна и плохо освещена), а значит, продлевала фильм, который вовне закончился, а внутри только начался.
Альтернативой «Волшебному фонарю» был киноклуб Академии права. Уютный, совсем бесплатный и замечательно технически оснащенный. Любимым
и единственным он, однако, не стал. Заправлявший там бородатый кинолюбитель имел обыкновение мытарить душу кинематографом. «А вы о чем мечтаете, дети?» — грозно спрашивал он после просмотра «Амели». Предъявлять мечты как пропуск не хотелось. И
Кино утвердилось в моем сознании как искусство для избранных: в театральном зале всегда битком, а в киноклубе в лучшие времена — не больше 50 человек. Рассредоточиться по залу и остаться с экраном один на один очень просто. Впрочем, потребности прятаться нет. Здесь все свои. Один из них, пропустивший по семейным обстоятельствам очередной ММКФ, попал в больницу с микроинфарктом. В жизни такие люди — чудаки, в кино — герои.
Библиотека
Маленькая юркая женщина с рыжими, с проседью, волосами была неизменно приветлива и одновременно строга. Она выдавала книги — и не задавала лишних вопросов. Но это было не от равнодушия.
Столкнувшись, например, на рынке, мы обе делали вид, что не знаем друг друга. Возможно, вид делала только я, а она не видела меня
Библиотека была во дворе моего дома. Мои походы в библиотеку были ритуалом борьбы с обыденностью.
Для самой Галины Алексеевны таким ритуалом, вероятно, были походы в киноклуб. В этом пространстве она была одновременно и благодарным зрителем, и трогательной «старосветской» героиней кинематографа
Теперь в библиотеке уже едва ли можно найти нужные мне книги, но Галина Алексеевна старается. В последний свой визит я восхитилась тем, что объявления о книжных выставках до сих пор пишут по старинке, вручную. Она обиделась — куда нам, провинция.
Я попыталась объяснить: это же здорово. Это неравнодушное, теплое и несуетное отношение к жизни, какого в Москве днем с огнем не сыскать.
Она мне не поверила.
«В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…»
Крылатую грибоедовскую фразу наши учителя произносят гордо.
Саратовские школьники с первых классов наизусть знают все литературные цитаты про родной город. Грибоедов, Гоголь, Бунин, Чехов, Гончаров. В раннем возрасте это — часть патриотического воспитания.
Лучшие черты Обломова и Хлестакова саратовцы унаследовали — отменный аппетит и хорошее воображение.
Бессменный декан филфака В. В. Прозоров до сих пор не теряет надежды соорудить в Саратове памятник знаменитому литературному земляку. Пока в роли монумента — ежегодный праздник. Уже больше 10 лет на филологическом факультете первого апреля проходит Хлестаковский фестиваль.
Студенты филфака, недавно трепетно внимавшие учительскому «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», — теперь «ходят Гоголем», мрачно шутят и приходят к выводу, что Саратов и есть хлестаковская деревня Подкатиловка.
В апреле это особенно ощущается: не успевает сойти снег, как с гор начинает наносить песок. Пару дней под «саратовским сирокко» — в безнадежно пыльной обуви на ногах и с песочной резью в глазах, — и патриотические чувства засыпают надолго.
Деревенские ощущения навевают и саратовские дороги — причем в любое время года. Их, помнится, «воспел» еще Радищев. Зато его внук Добролюбов открыл в Саратове первый общедоступный художественный музей. В 1885 году «общедоступный» значило — и для крестьян. Интересно, часто ли они изъявляли желание его посетить? Нас водили в музей с третьего по девятый класс, каждую субботу, на занятия по МХК. Большая часть моих одноклассников с тех пор ненавидит искусство.
Мост
На одном из них — парк Победы, с огромной стелой «Журавли». Туда есть дорога, а есть тропинки. По узким улочкам частного сектора можно забраться в такие закоулки парка, где даже не успели нагадить. Город в дымке, и издалека долго течет река Волга. Где-то на Увеке (старый район города, при
Через Волгу — длиннющий мост,
В 1965 году железный рекордсмен стал одним из героев фильма «Строится мост» — совместного проекта киностудии «Мосфильм» и театра «Современник».
Режиссер Олег Ефремов занял в главных и эпизодических ролях всю труппу легендарного театра, в том числе и молодого Олега Табакова, не так давно перебравшегося из Саратова в столицу.
В оттепельном мягком свете образцовый объект социалистического строительства
От моста ходят автобусы, «алкобасы»
Я сажусь в «алкобас». Едет медленно.
Огней мало, вопреки песне. Частенько не освещается даже мост. Наверняка же, военный объект, так пусть не видят ни враги, ни свои.
Я проезжаю свою остановку, я жду. Рано или поздно наступает катарсис. Мужчина, выяснявший отношения с
«Хочу на Волгу»
Каждый первый преподаватель в нашей школе в свое время непременно мечтал поступить во ВГИК. Я досрочно и очень успешно сдала сессию — никто не спрашивал меня по предметам, все спрашивали о моих планах и вспоминали собственные несбывшиеся мечты.
Тем временем искусство кино оккупировало
Художникам было интересно не столько смотреть кино, сколько «ваять» его: каждые выходные они демонстрировали диковатый киноарт, созданный вопреки всем законам монтажа, или устраивали коллективные
Летом нас, саратовских, «волшебнофонарных», во ВГИК поступило 6 человек. Наша жизнь вышла на
новый виток, впрочем, как и жизнь любимого нами киноклуба, деятели которого взялись за возрождение Нижневолжской студии кинохроники.
Саратовские страдания
В очередной приезд из ВГИКа на родину я увидела, что кино и впрямь снова является для нас важнейшим из искусств. Цитата из Ленина уверенно белела на свежевыкрашенной зеленой стене подновленного фасада.
Киностудию переименовали в Дом кино. Теперь эта надпись была и про меня, и про мой город. Отныне он мог похвастаться международным кинофестивалем документальной мелодрамы «Саратовские страдания».
Почему «страдания»? Это жанр народной песни, ориентированный на ту же провинциальную
Накануне фестиваля в городском парке Липки — внеконкурсные показы под открытым небом. В роли главных зрителей — молодняк, облюбовавший парк для вечерних посиделок с пивом и разговорами. Публика не самая утонченная, но благодарная — программа была досмотрена до конца. «Интересно» (это самая популярная рецензия у саратовского зрителя) «пострадать» на городском фестивале.
Я была на
Но в день открытия фестиваля кинолюбители весело гуляли на теплоходике по Волге. На борту в основном — молодые преподаватели филфака СГУ (в том числе мои бывшие однокурсники). Шум мотора и плеск воды заглушают для меня их беседу. Обрывки фраз долетают, как брызги… Корабль плывет.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино