«Дети — это нефть». Разговор об анимации
![](/wp-content/uploads/2018/01/safr-brons-500x267.jpg)
Константин Бронзит и Михаил Сафронов. Фото: Юля Петрова
Считается, что анимации не хватает кадров. С чем связана нехватка рук? И какие именно профессии нуждаются в свежей крови — режиссеры, художники, сценаристы?
Константин Бронзит: Дело не совсем в том, что «не хватает рук» или свежей крови. Руки есть, но тут сам собой просится каламбур — откуда они растут? Говорю так не для того, чтобы кого-то обидеть. О проблемах и так все знают. Не хватает выдающихся специалистов. Они все в Голливуде. Потому что там есть деньги, чтобы достойно оплачивать их квалифицированный труд. На наших студиях таких бюджетов нет. Мы не можем, например, пригласить на работу явно талантливого китайца или немца. А агенты какой-нибудь условной студии «Дисней» рыщут по миру в поисках талантов. Поэтому на их студиях работают интернациональные команды, лучшие из лучших. Кстати, и наши, русские специалисты там тоже встречаются. Возникает вопрос: почему же они уезжают, а не остаются работать здесь? Потому что знают, что там они заработают намного больше. Это касается всех перечисленных в вопросе профессий. И не только в кино.
Миша Сафронов: Откуда должны появиться специалисты, выдающиеся или просто крепкие? Не из воздуха же? С обучением анимации в России беда. Меня все время спрашивают — где учиться, куда ехать, к кому? А возможности по пальцам можно перечесть. Что я могу посоветовать? В Москве — Школа-студия «ШАР», «Курсы художников-мультипликаторов», которые ведут Юра Богуславский и Вася Чирков, в Екатеринбурге очень сильная анимационная школа, и это, пожалуй, все. Остальные заведения я бы не рекомендовал. А ведь речь идет про огромную страну. У нас должны быть десятки учебных заведений, где профессионально готовят кадры для индустрии. Тем более сейчас, когда отрасль растет, появляются новые проекты и новые студии. Я как художественный руководитель анимационной студии годами ищу кадры, уговариваю кого-то, сманиваю, а все потому что система роста специалистов не выстроена. Авторское кино еще худо-бедно питается новыми специалистами, но никто не готовит специалистов для работы в индустрии. А авторское анимационное кино и сериалы — это, как говорится, две большие разницы. Многие крепкие авторы просто не могут работать в рамках сериала, не тянут.
Сейчас в интернете доступны мастер-классы, уроки по созданию анимации, многие программы находятся в свободном доступе. То есть, практически любой, у кого есть ноутбук, может делать мультфильмы дома. Самоучки могут конкурировать с теми, кто получил классическое образование?
К.Б.: Конкурировать где? Есть коммерческая мультипликация, а есть авторская. Всё, как в большом кинематографе. В коммерческой мультипликации важен объем — полнометражные фильмы для показа в кинотеатрах, или сериалы с большим количеством серий. Работая в одиночку дома, этого не осилить. Но создание штучного уникального авторского фильма, который может прогреметь на международных фестивалях, одиночке под силу. Фильм может принести автору охапку наград (и, кстати, шапку денег!), а затем при желании открыть дорогу в коммерческое кино, где могут быть выгодные предложения.
М.С.: Костя, ну, это все-таки из разряда чудес. То есть для этого надо быть гением. Найти в интернете какие-то курсы или уроки, самостоятельно освоить программы, разобраться со сценарием, с режиссурой, родить достойный художественный концепт и, главное, довести замысел в домашних условиях до конца… Конечно, можно себе и такое представить. Но это скорее чудо.
Но технологии формально это чудо позволяют? Они меняются, упрощаются, удешевляются. Как должно измениться образование для аниматоров, чтобы соответствовать этим технологиям?
К.Б.: Да, технологии изменились, но базовые требования к работе аниматора остались прежними. Для их изучения ничего особенного не требуется. Точно также и в других искусствах: если вы хотите стать художником, то желательно пройти академическую школу рисования. Не обязательно, но все-таки желательно научиться рисовать гипсовые головы, обнаженную натуру, натюрморты и т.д. Что касается анимации, то в ее основе не рисунок, а движение. И законы движения персонажа, не только рисованного, а любого, и изучают аниматоры.
![](/wp-content/uploads/2018/01/normal2-500x666.jpg)
Миша, только что в печать ушла твоя книга по анимационной сценаристике, которую издает «Сеанс». Расскажи, почему возникла необходимость в такой книге? Других нет? Или, может, они устарели?
М.С.: На данный момент профессиональной литературы по анимации на русском языке вообще нет. Есть несколько отличных книг «про анимацию вообще», но именно учебников нет. Моя книга тоже не учебник в прямом смысле этого слова. А скорее попытка суммировать и изложить мой опыт связанный именно с анимационной сценаристикой. Я не пересказываю в книге базовые основы, которые можно прочесть у МакКи, Труби, Воглера или Молчанова — в этом нет смысла, ведь литературы по сценаристике в целом как раз хватает. Часто я сталкиваюсь с мнением, что написание сценариев для анимационного кино то же самое, что и для игрового кино или даже документального. Это, конечно, не так. Мультипликация — оригинальный, отдельный вид искусства, живущий по своим законам, игнорировать которые невозможно. Я работал со сценаристами игрового кино, которые пробовали писать для анимации, и это был опыт не совсем удачный. То, что хорошо для игрового кино, в анимации просто не работает.
Какие книги обязательно должен прочесть будущий режиссер или сценарист анимации?
К.Б.: Настольной книгой для каждого аниматора может стать двухтомник Юрия Норштейна «Снег на траве». Идеально было бы прочитать все книги, которые так или иначе рассказывают о кино и мультипликации. Но если залпом прочесть десяток книг, ничего не останется. Лучше внимательно проштудировать одну-две, смысла будет больше. Cобранный, прочитанный, услышанный, увиденный материал должен быть не багажом, не тяжелым бессмысленным грузом на какой-то полке, а чем-то, что меняет нас, дает новые качества, двигает нас вперед.
М.С.: Согласен с Костей: количество не всегда переходит в качество. Иногда всего одна фраза или даже одно слово становится открытием, которое необходимо переваривать годами. От себя могу сказать, что есть немало книг, напрямую не относящихся к анимации, которые я даю студентам для обязательного прочтения. Например, книга Джанни Родари «Грамматика фантазии» — это базовая книга про воображение, про то, как оно устроено не с научной точки зрения, а с прикладной. Или «Человек играющий» Йохана Хейзинги важная для анимации книга, потому что раскрывает базовый принцип игры, заложенный в любом искусстве. Некоторые книги по кукольному театру принципиальны для анимации, потому что раскрывают тему условности, которая так важна для анимационного кино.
![](/wp-content/uploads/2018/01/8book_1-500x700.jpg)
Юрий Норштейн. «Снег на траве»
Что из зарубежного стоит посмотреть? Какие полнометражые анимационные фильмы или сериалы?
К.Б.: Сериалы это не ко мне, я их не смотрю. Времени нет. А, вообще, зарубежная анимация также делится на коммерческую и авторскую, фестивальную. Зарубежные авторы последнее время меня редко удивляют и радуют. Боюсь, они сами даже не осознают, что в основном они эпатируют публику. Они озабочены тем, чтобы привлечь внимание аудитории. Все средства хороши. В коммерческой мультипликации всё гораздо лучше. Почти всё, что выпускают большие студии (Pixar, Disney, Dreamworks и другие), я смотрю с большим интересом. Из недавних меня впечатлили «Зверопой» и «Тайна Коко». Почему у них на этом фронте всё в порядке? Ответ банален: на этих студиях собрались лучшие из лучших. И никто не тянет одеяло на себя: к каждому талантливому человеку имеет смысл прислушиваться — чей-то совет может улучшить общий результат.
М.С.: Важны свежие и смелые вещи, открытия. Из сериалов я люблю «Гравити Фолз» Алекса Хирша и «За садовой изгородью» Патрика МакХэйла. Если говорить про сериалы для взрослой аудитории, то японцы дадут фору всему остальному миру: у них есть «Агент паранойи» Сатоси Кона или «Четыре с половиной татами» Масааки Юаса. Мне интересен и относительно новый жанр документальной анимции: «Крулик» румынского режиссера Анки Дамиан или «Вальс с Баширом» израильского режиссера Ари Фольмана.
В России и вообще в мире — бум производства мультфильмов и сериалов. Молодые режиссеры делают ставку на визуальную привлекательность мира и персонажей, мало внимания уделяя истории. Вам не кажется, что фильмы с сиюминутным эффектом будут менее долговечными, чем фильмы с хорошей историей?
М.С.: В любой области, не только в анимации, вещи талантливые и тем более гениальные составляют ничтожный процент от общего вала «шаблонной продукции». Конечно, задача делать что-то «на поток» — это дополнительное препятствие для автора, какая бы концепция ни лежала в основе проекта. Можно делать акцент на классных интересных сценариях или на визуальной составляющей, но для сериала главное — держать формат, не опуская заявленную планку. Если зритель влюбляется в сериал, он ожидает достойного продолжения. Качество еды даже в «Макдональдсе» всегда и везде должно быть одинаковым. Это формат, нельзя обмануть ожидания клиента. Но, вообще, я не вижу противопоставления картинки и истории. Обе составляющие могут и должны быть на высоте.
К.Б.: Мой опыт наблюдения говорит, что сериал может быть любым. Вспомните хотя бы «Телепузиков». Помимо идей и качества исполнения, что, конечно, важно, есть определенные технические условия для того, чтобы сериал обрел жизнь — его должно быть много! Предположим, у вас есть первые три серии какого-либо сериала. И, допустим, они гениальные. А у ваших конкурентов сериал плохой, но у них 250 готовых серий. Любой маркетолог в этой области вам скажет, что продать легче 250 серий. Одной гениальности недостаточно. Можно запустить в производство «гениальную» идею, но есть еще и математика: сколько стоит производство одной серии, как быстро их можно производить и прочее. Побеждает то, что проще.
Можно стать аниматором, если не умеешь рисовать?
М.С.: Отсутствие навыка рисования или страх перед рисованием часто становятся непреодолимой преградой для студентов. Режиссер анимационного кино (тем более в рамках работы над сериалом) должен каким-то образом профессионально общаться с другими специалистами — аниматорами и художниками. Объяснить что-то на пальцах не просто сложно, а фактически невозможно. Рисовать необходимо. Раскадровка требует уверенного рисования, аниматик требует уверенного рисования. И хотя это не единственное требование, я не раз сталкивался с тем, что мои студенты на режиссерских курсах не могут двигаться в своей практике только потому, что впадают в ступор от самых простых «рисовальных задач». Перед необходимостью рисовать возникает страх, и про остальное студент думать уже не может. А ведь это просто необходимый прикладной навык, и главные задачи лежат совсем в другой области.
К.Б.: Давайте поясним: анимация — это прежде всего не умение рисовать, а умение вжиться в шкуру другого человека, персонажа. По-актерски почувствовать, увидеть внутренним взором, как этот персонаж отреагировал бы на те или иные обстоятельства. Какой жест был бы для него органичен, а какой нет. Как изобразить жест или позу, это уже «технический» вопрос. В
прямом смысле работой аниматора занимаются кукловоды в кукольных театрах. И ведь многие из них совсем не умеют рисовать! И наоборот: далеко не все выпускники Академии Художеств могли бы стать аниматорами. Рисовать желательно, но вовсе не обязательно. Для воплощения идей, в конце концов, есть компьютерная графика, куклы, марионетки, пластилин и вообще весь предметный мир, который можно зашевелить.
Как вы оцениваете качество сценарией в отечественных и зарубежных анимационных сериалах для детей? Нет ощущения, что сериалы копируют сами себя? Что новых идей почти нет?
К.Б.: Опять же, про сериалы это вопрос скорее к Мише. Думаю, он смотрит сериалы больше меня, так как активно работает в этой индустрии. Мне кажется, что вы совершенно правы. Обобщу даже так: мое глубокое убеждение, что кино как искусство в принципе исчерпало себя. Никаких иллюзий по этому поводу быть не должно. Поэтому экраны заполонили сиквелы, ремейки. Все истории рассказаны, и кино сегодня развивается исключительно по пути технологий. Уберите из «Аватара» все технологические новшества и вы увидите, что в остатке останется давно известная драматургическая схема. Но это хороший фильм, потому что давно известная схема опять работает! Зачем и чему тогда учиться? Потому что это интересно и потому что зрителю по-прежнему нужны зрелища. Они пойдут на «нового» «Человека-паука» и «Кинг-Конга». Кроме того, вас могут беспокоить ваши собственные «новые идеи», и никуда от этого не деться.
![](/wp-content/uploads/2018/01/The.Simpsons.S25E20.720p.HDTV_.X264-DIMENSION.mkv_000367492-500x281.jpg)
«Симпсоны» (сезон 25, эпизод 20)
М.С.: Самая большая проблема в том, что дети готовы смотреть что угодно. В прямом смысле. Я десять лет веду занятия по мультипликации с детьми и просто вижу это. В таком возрасте нет речи о какой-то планке сценарного качества или даже о качестве картинки. Дети прилипают к экрану и могут смотреть все подряд: от шедевров «Союзмультфильма» до распаковывания киндер-сюрпризов. Поэтому так много откровенно плохого детского кино, ведь «и так сойдет». Российская «индустриальная» анимация это не режиссерское кино, а продюсерское. Все хотят добиться популярности и коммерческого успеха, а какими средствами — вопрос десятый. Так что намного проще опираться на «проверенные структуры». Продюсерской смелостью в России и не пахнет. Пару лет назад один российский телеканал нам написал прямым текстом: мы готовы с вами работать, если цвета будут поярче, звук погромче, а юмор грубее. Это наши современные реалии, с которыми приходится иметь дело, от них не отмахнешься. Интересы маленького зрителя тут не важны, про творчество, вкус или талант речи нет. Дети — это нефть. Только детская аудитория может пересматривать анимационные сериалы такое количество раз. Каждый просмотр — копеечка! А вспомните, что сказал Константин Сергеевич Станиславский. Актер должен играть для детей, как для взрослых, только лучше. Вот где планка для анимационной индустрии. И сериальная, и полнометражная анимация — это территория детства. А у нас детям часто скармливают не только «одни и те же структуры», но вообще тихий ужас.
Что нужно изменить?
К.Б.: Главное не нужно циклиться на оригинальности. По-настоящему имеет смысл заботиться только об одном — своем собственном внутреннем росте. Это не просто красивое словцо. Именно с ним придет понимание, какую идею стоит воплощать, а какую нужно выкинуть в корзину. Настраивайте свой аппарат ощущений. Только на него, а не на учебники, полагается художник. Хотя книжки помогают в настройке аппарата, все великие творцы были великими личностями. Поэтому и их идеи оригинальны.
М.С.: Мне тоже кажется, что дело не в оригинальности историй. Классические истории могут быть ни чуть не менее интересны. Важно, хочешь ли ты что-то отдать или тебе интересен только ты сам. Я делаю кино, потому что мне важно отдавать, делится, помогать, воодушевлять зрителя. Я люблю людей, я волнуюсь за всех нас. Меня мучает несправедливость мира и его противоречия. У всех нас жизнь трудная, часто тяжелая. Все мы тотально одиноки, несмотря на все наши достижения, тусовки или благосостояние. Человек одинок. Если своим фильмом я смог хоть немного кого-то поддержать, вызвать улыбку, согреть или развеять тьму, это совсем не мало, это по-настоящему ценно. Искусство дает возможность дать абсолютно незнакомым людям почувствовать близость, преодолеть одиночество. Я смотрю «Отец и дочь» Дюдока де Вита и чувствую, что каким-то удивительным образом смог встретиться с автором, и он оказался очень близким для меня человек. В этот момент мое одиночество хоть чуть-чуть, но отступает.
Читайте также
-
«Один фильм помогает понять другой» — Говорим о любительском кино
-
«Это разрушит хрестоматийное восприятие» — Даниил Воробьев о сериале «Чистые»
-
«Камера видит любую фальшь» — Светлана Филиппова о фильме «Лиссабон»
-
«Стаканчик должен быть полон, причем кипятка» — Станислав Фомичев и Анна Далингер про «Угол наклона»
-
Аличе Рорвахер: «Нужно понять, что ты не уникален»
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»