Александр Рогожкин
Александр Рогожкин до сих пор донашивает прилипчивый титул «молодого режиссера». Он не из тех, кто охотно дает пространные интервью. Он убежден, что режиссер снимает кино для себя, а все прочее от лукавого — но о своих фильмах говорит неохотно и даже отказывается их смотреть. Рогожкин не видел ни одного своего фильма.
Он признается, что вообще не любит смотреть кино. Потому что режиссеров, которые изобретают свой язык — единицы. А остальное — мутный поток ворованных идей, к тому же искаженных до неузнаваемости. Ему печально смотреть такое кино и неинтересно. Ему гораздо интереснее кино делать.
Начинал Рогожкин издалека. Поступил на искусствоведческий факультет университета. Разочаровался довольно быстро, но уходить не стал — грозила военная служба. Экзамены за последние годы сдавал экстерном, но армии избежать не удалось — тотчас по получении диплома был призван и отслужил год в специальных моторизованных частях милиции. После армии пришел на «Ленфильм» — художником-декоратором. Самостоятельной работы за два года так и не сделал. Бросил все, уехал в Москву и — после неудачной попытки поступить на Высшие режиссерские курсы — был принят во ВГИК. В мастерскую Сергея Герасимова. Диплом снимал на «Ленфильме». Его короткометражка «Рыжая, рыжая» Герасимову не понравилась.
Первую постановку получил далеко не сразу. Писал сценарии — их отвергали. На жизнь зарабатывал тем, что снимал заказные пятиминутные ролики — рекламу советской системы страхования личного имущества граждан. Вспоминает эти годы с отвращением.
Когда ему предложили сделать фильм по военным рассказам Михаила Алексеева — согласился не задумываясь. И снял «Ради нескольких строчек…» — о войне без выстрелов. О военных корреспондентах. О людях, которые не стреляют, но которых убивают. Первый фильм успеха Рогожкину не принес. Его удостоили вежливым вниманием — не больше. Осталась незамеченной и «Мисс миллионерша»…
Потом был — «Караул».
Часть, в которой он служил, однажды подняли по тревоге. Искали восемнадцатилетнего солдата караульной роты, застрелившего шестерых мучителей старослужащих и двух ни в чем не повинных людей — милиционера и путевого обходчика…
Шесть лет спустя драматург Иван Лощипин напишет сценарий. Еще через восемь лет Рогожкин снимет свой «Караул», принесший ему известность и фестивальные награды…
Сейчас «Ленфильм» по заказу французского телевидения начинает работу над сериалом «Русские повести». Один из фильмов — «Чекист» Александра Рогожкина. Начало двадцатых. Разгул террора. Это его пятый по счету фильм (после «Караула» была “Третья планета “).
Пятый фильм «молодого режиссера», давно разменявшего пятый десяток.
Читайте также
-
«Мамзель, я — Жорж!» — Историк кино Борис Лихачев и его пьеса «Гапон»
-
Назад в Хартлиленд — О нашем друге Хэле Хартли
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Надзирать и доказывать — «Мой злейший враг» Мехрана Тамадона