Роддом, где не разбиваются сердца
Странное дело. Стоит появиться действительно милому и не
симпатичного фильма «С днем рождения!» мне кажется несимпатичной — провинциальной — тенденцией. Чреватой тем, что еще лет десять наш кинопроцесс будет пребывать в обмороке.
Внутримышечно я понимаю, почему любой фильм, где эксплуатируется мифология роддома или кладбища, обречен вызвать особую взвинченность в суждениях: здесь срабатывает условный рефлекс почтения к сакральной теме жизни и смерти. Родовые и смертные муки всегда переживаются как шок, поскольку предъявляют весомо, грубо, а главное, зримо (слова, увы, обесценились) неразгадываемую, неотвратимую, отвратительную, притягивающую и очень страшную загадку бытия. Собственно, здесь в чистом виде выпадает осадок экзистенциального пафоса.
Но подкожно — там, где, собственно, и возникает контакт с художественным произведением, — болезненное трение жизни о смерть физически ощутимо далеко не всякий раз, когда автор решит разыграть эту мифологическую карту: метафора стерлась от частого употребления, восприятие притупилось. И малобюджетность тут ни при чем. Искусство как единственный инструмент, с помощью которого можно изменять опостылевший мир, не имеет, на мой взгляд, права быть бедным на идеи, стиль, язык и пр. Особенно «в наше трудное время».
Лариса Садилова жаловалась, что в наше трудное время ей было трудно найти деньги для съемок этой картины: стоило ей заикнуться, что хочет снять фильм о провинциальном роддоме, как она тут же получала отказ. Еще бы…
а также роман в стихах про канадских профессионалов — в
и для посторонних замысел фильма иначе? Тогда, возможно, и ее фильм получился бы не столь линейным по структуре и прямолинейным по мысли.
Идея (воспоминания разрушенного роддома) и избранная форма (флэшбэк, обрамленный развалинами) возражений не вызывают. Но Садилова попалась в капкан «малобюджетной
поэтики», слишком жестко очертив рамку повествования и не дозволив себе ни шага вправо-влево (считается: побег). Флэшбэк один, рамка одна, а героинь несколько — что при этом пострадало больше всего? Те грани, на которых могла бы играть картина.
алкоголиком
Попытка снять «чернуху с человеческим лицом» — что же в этом предосудительного?
Но манипуляция приметами безобразного и убогого быта обеспечивает столь пышный расцвет благообразного и сладкого кича, что диву даешься от нахлынувших воспоминаний о советских кинорепортажах. Садилова соблюдает правила игры, которые сегодня соблюдать не слишком прилично. Особенно дебютантам. Последнее, конечно, нуждается в пояснении.
Когда твердят о пользе «простого доброго кино», то апеллируют, как правило, к безликому потоку, не оставившему по себе имен. Однако ни «доброго», ни «злого» кино как жанра
не существует — есть идеологические марки, устойчивые
в равной степени и для того, чтобы честно угодить, и для того, чтобы показать фигу в кармане. В этом деле можно проявить завидную художественную изощренность, спору нет. Но только жутким фоном всепобеждающей эстрады я могу объяснить себе, что такая рациональная скудость авторского посыла, какую предъявляет фильм «С днем рождения!», в глазах многих выглядит едва ли не достижением в сфере, прости господи, духовности.
Прекраснодушие — по корневому составу отличное слово. Но как оценочное понятие — само по себе сомнительно.
смелости автора и ее героинь. Не более того, увы.
Впрочем, что это я? Дебют Ларисы Садиловой мне кажется очень успешным — хотя бы как
раздражитель.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера