Berlinale
Рецензии

«Мантия из самоцветов» Натальи Лопес Галлардо — Спецприз жюри Берлинале

Сухие травы, жаркое пламя, забытая земля — Ирина Марголина рассказывает о фильме мексиканской дебютантки, монтировавшей фильмы Амата Эскаланте, Лисандро Алонсо и своего мужа Карлоса Рейгадаса.

«Мантия из самоцветов». Реж. Наталья Лопес Галлардо. 2022

Из затемнения медленно проявляются очертания леса: проступает листва, проступают звуки. Садовник косит своим рабочим мачете траву. Дети плещутся в воде бассейна и расспрашивают о доме, о саде, о бабушке, о прошлом. В прошлом всё было иначе, цвели сады и души. В своем полнометражном дебюте Наталья Лопес Галлардо, которая уже успела зарекомендовать себя как прекрасная монтажерка на фильмах Амата Эскаланте, Лисандро Алонсо и своего мужа, Карлоса Рейдагаса, с первого же кадра погружает зрителя в очень условное пространство и время. И очень поэтичное. Ей, конечно, было у кого поучиться искусству поэзии, и все же, с теми же актерами и визуальными пристрастиями, что и у мужа, Лопес Галлардо делает не его, а свое собственное кино. Здесь краски не ярки и звуки не резки, и все — как в том школьном стихотворении — ускользает от беглого взора. Ускользает, скрываясь под покровами поэтической материи, и сюжет: бликами, водами, листвой, сухой травой и пламенем. Хотя, как в любом стихотворении, есть здесь строгая структура. Она держится на трех женских персонажах.

«Мантия из самоцветов». Реж. Наталья Лопес Галлардо. 2022

Изабель (в безупречном исполнении Найлеи Норвинд, которую можно увидеть среди актеров Рейдагаса) вступает во владение домом матери в сельской Мексике. Муж уезжает, и пока дети предоставлены себе, Изабель дает волю собственным мыслям и тревогам. Тревожиться есть о чем — вокруг процветает криминал. Кражи, заложники, наркота. Местная полиция занимается пропавших — живых или, чаще, — мертвых. Там, в полиции, работает вторая героиня — Роберта (Аида Роа).

Пространство, которое запоминает разговоры, печали, лица, которое хоронит секреты и людей.
«Мантия из самоцветов». Реж. Наталья Лопес Галлардо. 2022

Роберта ведет хозяйство, ухаживает за мужем, пытается отвадить сына от местной банды. Пытается быть честной и одновременно не потерять работу в участке, который погряз в коррупции. Наконец, третья героиня, Мария (Антония Оливарес) — связующее звено. Мария прислуживает в доме Изабель, прислуживает она и бандитам, с которыми тусуется сын Роберты. Однажды пропадает сестра Марии. Поиски безуспешны, Роберта бессильна, и Изабель берется самостоятельно отыскать сестру Марии, оставляя дом и детей. Она бросается навстречу неведомой, теневой стороне мира. С этой же хтонью каждый день соприкасается Роберта и каждый раз мужественно отворачивает голову. И только Мария беспрепятственно пересекает границу, существуя по обе стороны.

Лопес Галлардо создает магический криминализм.

Мария в фильме — бесформенное, телесное, теплое. Она кормит, заботится, присутствует и молчит. Вода, которая в фильме повсюду, разумеется отвечает и за слезы. Но плакать позволено далеко не всем. Роберта за руганью ранит себе руку, раскалывая лед, и вода смешивается с кровью. Изабель сидит, погруженная в мысли, в доме, стены которого сочатся влагой. Только Марии позволено по-настоящему оплакать сестру, и судьбу, и землю.

«Мантия из самоцветов». Реж. Наталья Лопес Галлардо. 2022

Не так давно мы уже видели похожую даже по фотогении героиню у Куарона в «Роме»: это была Клео в исполнении Ялицы Апарисио. Куарон воссоздавал собственное детство. Эту героиню он сотворил из детских воспоминаний и национальной рефлексии: Клео стала землей, неспособной родить живое чадо. Мария в фильме — земля, матерь божья и дитя постпамяти в мире, где Бога давно нет. Плоть от плоти — современная Мексика. Она одна там еще как-то ориентируется, ведь Лопес Галлардо не дает никаких шансов ни героям, ни зрителям.

Если это поэзия, то поэзия забвения и смерти.

Комнаты и стены одного дома, другого, третьего неотличимы друг от друга. Травы, камень, углы, потаенные ходы, которые упираются в тупик — монтаж не дает собрать воедино ландшафт. Нет ни одной дороги, которая ведет к пункту назначения — все пути растворяются в фактурах, текстурах, свете. Повествование нелинейно, и даже диалоги лишены привычной монтажной структуры. Никаких тут восьмерок, говорящий иногда даже в кадре не появляется — только его закадровая речь. Пропадает, бывает, и собеседник, и остается только какое-то немаркированное пространство между ними. Пространство, которое запоминает разговоры, печали, лица, которое хоронит секреты и людей. Лопес Галлардо создает магический криминализм. Странную смесь «Ста лет одиночества» и «Десяти негритят» под шубертовскую Ave Maria в исполнении слепой девушки.

«Мантия из самоцветов». Реж. Наталья Лопес Галлардо. 2022

Трава врастает прямо в героев — в фильме не раз можно увидеть женские портреты с сухими стеблями и листьями в волосах. «Все пропитано водой, и все отравлено» — говорит один из героев. Если это поэзия, то поэзия забвения и смерти. На эту территорию и отправляется Изабель, в попытках отыскать сестру Марии. И даже возвращается, но уже, разумеется, другая. «Твинпиксовские» истончения реальности, двери, войдя в которые, не возвращаются десятилетиями, здесь тоже есть. Только нет Купера. Зло тут так и будет оставаться незамеченным и безнаказанным, земля будет хранить память предков и чадить сожженными трупами. И в конце, под внимательным и любящим взором Марии, все сгинут в этом чаду.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: