«Возвращение в Простоквашино»: Никчемное возрождение
![](/wp-content/uploads/2018/05/prostokvashino-novoe.jpg)
Первая серия побила все мыслимые рекорды — на данный момент 16,5 миллионов просмотров только на официальной странице Союзмультфильма во Вконтакте. Вторую пока посмотрело (там же) 4,5 миллиона человек. Что тоже, как подумаешь, немало. Эдуард Успенский подал на авторов в суд — и правильно, кстати, сделал.
Ну да, речь про «Возвращение в Простоквашино».
Это ведь для меня — сразу думаешь, вглядываясь в декорации, хоть и компьютерные, прилизанные, ненатуральные, что ли, но вполне узнаваемые. Только постаревший (изрядно постаревший) ребенок может взять и сразу включиться в игру. Выбросить из памяти целую жизнь — 34 года прошло с момента выхода предыдущей серии — и начать следить за новыми приключениями хозяйственного кота и бесхозяйственного пса. Пес, правда, говорит не своим голосом, зато кот — своим. Антон Табаков, Матроскин-fils, озвучил нарисованного Матроскина. Вышло похоже, не придерешься.
Жаль только, что игры никакой авторы продолжения не предлагают.
Печкин рычит, как самурай у Куросавы. Дядя Федор приоделся по моде — джинсы подвернуты как надо, на ногах — красные кеды, и прическа стала поаккуратнее. Родители его обзавелись дочкой, а корова Мурка мужем (это, впрочем, ремарка для внимательного зрителя, для настоящего пожирателя второстепенных деталей). Зато теленок Гаврюша не изменился. Ну, это не беда, — Симпсоны вон тоже никогда не стареют. Сестру дяди Федора, кстати, зовут Мэгги, зачеркнуто, Вера Павловна. Сценарист Максим Кучин, видимо, решил намекнуть брюзгливым интеллектуалам, что и он не лыком шит (это русское слово, в нем нет ничего обидного), и он чужие сны считать умеет. Вышла, правда, неловкость. В книге папу зовут Дмитрием, в связи с чем отчество дочки сразу же навело зрителей на печальные мысли. Сначала в Союзмультфильме на скабрезные вопросы отвечали просто — «ну, так вышло», потом решили уточнить: «Все дело в том, что мультсериал не является адаптацией книги Успенского, а имя Дима встречается только там». В общем, и это не беда, это, должно быть, невидимые миру отголоски юридических битв.
![](/wp-content/uploads/2018/05/prostokvashino-sejchas.jpg)
Беда в другом: это, может, и для меня, но это ни для чего. Истории нет, идеи нет. И большая неприятность для авторов в том, что есть старое «Простоквашино». Старое «Простоквашино» (здесь, кстати, мультфильм, пожалуй, в силу лаконичности переиграл книгу) — сложным образом организованная ретроутопия. Сын-бунтарь, воспитанный родителями-западниками (которые еще и похожи до степени неотличимости на родителей шведа Малыша из «Малыша и Карлсона», и это, конечно, не случайность, потому что если вещь хорошо сделана, случайности исключены), выступает в роли почвенника, рвется к корням, в деревню, в глушь, туда, где единственный человек — кстати, символ системы, представитель власти, почтальон, — станет если не врагом, то источником постоянных угроз, а друзьями зато окажутся животные. Отец сдается сразу, мать сопротивляется до последнего, но чарам кота-скопидома противостоять не может.
Я, кстати, мало встречал женщин, способных противостоять кошачьим чарам, а уж насколько точно поймали создатели старого «Простоквашина» характер кота — собственника, эгоиста, если понадобится, вруна, прагматика и циника, способного при этом на самую искреннюю любовь, вам любой кошатник подтвердит. За одно только это Матроскину можно поставить памятник. Ну и, кстати, поставили — почему-то в Хабаровске.
Новое «Простоквашино» — кино про пустоту, похожее не на мультфильм тридцатилетней давности, а на любой из сериалов с канала «Россия 1». Знаете, есть своеобразное ранжирование: на «НТВ», например, все сериалы называются наподобие «Ментовские войны 17: Урка против опущенных», и рассказывают о тяжелой жизни колымских лагерей. А на «России» все сериалы называются «Капитолина — березонька белая», и рассказывают о непростой судьбе простой русской бабы. Герои там живут себе и живут, неизвестно зачем воспроизводя жвачку монологов, отдающих мертвечиной: старушки, давно потерявшие пульт от телевизора, все равно сделают какой-нибудь рейтинг.
Герои «Возвращения в Простоквашино» — в той же зоне бессмысленности, и увидев, как они «теперь» выглядят, теряешь остатки любопытства. Не важно, что они сделают в следующее мгновение. Их жизнь не может заинтересовать. Серия длится шесть с половиной минут, но тянется, как какой-нибудь «Вечер с Владимиром Соловьевым» все на том же телеканале «Россия». Там ведущий не отпускает экспертов, заставляя их часами воспроизводить одни и те же заклинания про коварный Госдеп, а здесь съемочная группа не отпускает нарисованных героев, потому что надо ведь хоть какими-нибудь телодвижениями оправдывать затею. Хочется проскакать верхом на советском бренде, как дядя Федор во время оно на теленке Гаврюше.
![](/wp-content/uploads/2018/05/vozvraschenie-prostokvashino.jpg)
Радость узнавания, впрочем, испытываешь не только при взгляде на декорации. Герои шутят, авторы стараются вписать героев в новые реалии. Шарик делает селфи с зайцами и ведет блог; Матроскин играет словами, путая блог и блох, а Шарика обзывает «амбарным хипстером». Это действительно знакомый язык — язык перестроечного «Ералаша». Так бывает, когда писателя, заработавшего почетную пенсию посредством сочинения книг о подвигах советских пионеров, жизнь заставляет переключиться на то, что ему вдруг показалось «молодежным сленгом». Успенский тоже, между прочим, похожими вещами в лихие девяностые грешил — был у него жуткий роман про бизнес крокодила Гены. А Евгений Петросян, кажется, до сих пор шутит про «шнурки в стакане». На канале «Россия», конечно же. Ничего не знаю про автора сценария «Возвращения», возможно, он юн и прекрасен, но мы ведь не про возраст, а про полное выпадение из времени.
Однако — случаются удивительные вещи — можно, оказывается, выпасть из времени и влиться в безвременье. Причем влиться вместе со всей страной. Поймать идею, очаровавшую власть и на ура воспринятую изрядной долей населения: а давайте возродим совок? Без КПСС и без пустых полок, зато с Юнармией, штурмом деревянного рейхстага, натужной патриотической казенщиной, речами про американскую военщину, и главное — с неизбывной застойной тоской? За речи и казенщину отвечают большие люди, а люди поменьше нужны, чтобы украсить это все изящными виньетками. «Та самая сгущенка» из пальмового масла, «тот самый чай», и лучше не гадать, из чего, зато со слоном, плюс теперь еще «то самое Простоквашино».
И если цель была такой, то все у авторов получилось. И, признаться надо, — музыка не подкачала. Федор Чистяков написал отличную музыку. Перематывайте сразу на титры, чтобы оценить.
Читайте также
-
Безнадежное путешествие — «Фуриоса» Джорджа Миллера
-
Пусть мама услышит — «Темные воды» Хидео Накаты
-
Улицы разбитых — «Только течет река» Вэй Шуцзюня
-
Меньше нуля — «Клуб Зеро» Джессики Хаузнер
-
Сирены свет, дай мне ответ — «Асфальтовые джунгли» Жан-Стефана Совера
-
Теннис втроем — «Претенденты» Луки Гуаданьино