Декларация продюсеров малобюджетного кино
Этот текст появился в результате разговоров трех человек, занимающихся производством малобюджетного кино. В нем намеренно не описываются организационные принципы будущей ассоциации. Сама по себе декларация только повод для дискуссии о формах, в которых она могла бы действовать, и возможность определить круг участников этой структуры. Результатом должны стать написание проекта устава ассоциации и созыв учредительного собрания. Трое подписантов декларации оставляют для себя привилегии модераторов дискуссии и организаторов процесса до момента созыва учредительного собрания ассоциации.
Для нас принципиально важны любые (не исключая уничижительные) отзывы на нашу идею. Но мы были бы счастливы, если сообщения о готовности сотрудничать с грядущей ассоциацией сопровождались конкретными мыслями о том, чем вы можете быть этой ассоциации полезным.
Декларация о создании ассоциации малобюджетного экспериментального кино
Нынешнюю ситуацию в российском кино формируют два фактора. Во-первых, утрачен контакт с отечественным зрителем, что отражается на кассовых сборах российских картин. Во-вторых, инвесторы (как государственные структуры, так и частные компании) выдвигают все больше предварительных условий для финансирования процесса кинопроизводства. Частный капитал интересует окупаемость проектов, государство — их идеологическая направленность. Степень обоснованности этих требований обсуждать не интересно. Важнее, что в результате у отечественной киноиндустрии сужается пространство для маневра. Вместо того, чтобы нащупывать новые точки контакта с аудиторией, большинство кинематографистов вынуждены действовать в строго очерченных жанровых и идеологических рамках. Право «переступать черту» имеет узкий круг режиссеров, чью «авторскую полноценность» подтвердили международные фестивали.
Мы не склонны драматизировать эту ситуацию (могла бы быть намного хуже), но предпосылок для выхода из кризиса она не создает. В этом контексте невозможно не заметить преимуществ малобюджетного кино. Технологическая революция в сфере цифрового кино создала предпосылку для создания картин приемлемого качества за малые и сверхмалые деньги. Вероятность самоокупаемости такого рода проектов неизмеримо выше, чем у картин с обычными бюджетами. Малый бюджет парадоксальным образом дает авторам большую свободу творчества. Ведь, потратив несколько лет на «пробивание» финансирования, не будучи уверенным, что это самое финансирование удастся получить в следующий раз, режиссер, волей-неволей начинает испытывать некоторый мандраж, у него просто «дрожат руки», он пытается всунуть в фильм больше смыслов, чем в него может влезть. С малым бюджетом груз ответственности меньше и, соответственно, больше внутренних возможностей для творчества.
Малобюджетное кино интересно не только для молодых режиссеров, желающих снять свой дебют до сорокалетия, но и для состоявшихся авторов, нащупывающих новые пути. Для того, чтобы помочь этим людям и создается наша ассоциация.
Одним из основных отличий кино малобюджетного от кино обычного должно стать строгое соблюдение принципа самоокупаемости. Картина, стоящая в производстве 10 копеек, будет запускаться только тогда, когда у продюсеров и авторов появится понимание, каким образом они заработают на ней 11 копеек. И это не из-за животной алчности. Просто, кино не способное прокормить само себя всегда будет обречено на сложные отношения с «кормильцами».
Каждый, кто встал на скользкий путь производства малобюджетного фильма, обречен на то, что и окружающие и он сам будут воспринимать его как городского сумасшедшего, а в рамках ассоциации появляется возможность создания среды, в которой можно будет профессионально обсудить свои проекты, объективно оценить их преимущества и риски с ними связанные.
Для членов ассоциации станет доступна кооперация, возможность делиться своими нехитрыми ресурсами. Ассоциация станет посредником, помогающим авторам проектов коммуницировать с государственными органами и частными инвесторами. И самое главное! В рамках ассоциации предполагается создать структуру, специализирующуюся на дистрибуции малобюджетных, документальных и короткометражных картин.
Всеволод Лисовский
продюсер
Андрей Сильвестров
продюсер
Елена Степанищева
продюсер
Читайте также
-
Голос Ирины Рубановой
-
Киномеханик — К 80-летию Анатолия Загулина
-
Уроки радости и боли Динары Асановой — О выставке в Доме культуры «ГЭС-2»
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Синефильская Россия — Десятка лучших в моменте
-
«Учиться воздуху» — О последней мастерской Сергея Соловьева