Пособие для начинающего режиссера параллельного кино
Видя, что нижеприведенный очерк грешит многими повторами и неясностями, я уповаю на сочувствие и понимание читателя — ведь таково и само параллельное кино, которое мы все очень любим.
Жанры этого кино смешиваются и перетекают друг в друга, персонаж как бы не равен самому себе да и вообще неуловим. Говорить о нем можно лишь в манере самого параллельного кино, что и попробуем.
Рисунок А.Флоренского
Содержание образов — животные, люди, сцены погони, обороны, опасных или авантюристических приключений. У персонажа возникает ощущение, что он переносится в созданную галлюцинаторными расстройствами обстановку, поэтому можно говорить о дезориентировке.
Появляется общая взбудораженность (к вечеру и особенно к ночи): оживляется и убыстряется речь, движения, мимика. Персонажи говорливы, непоседливы, их речь непоследовательна, иногда слегка бессвязна. Они испытывают наплывы образных, чувственно-наглядных, в ряде случаев сценоподобных представлений и воспоминаний. Движения приобретают преувеличенную выразительность. Персонажи повышенно реагируют на различные раздражители. В первую очередь на тактильные, например, легкое прикосновение заставляет их резко вздрагивать. Внешние события, порой самые незначительные, привлекают их внимание. Настроение изменчиво. Подавленность, беспокойство или боязливость легко сменяются эйфорией, восторженностью или даже вспышками судорожного веселья.
2 стадия. На фоне усиления перечисленных расстройств появляются зрительные иллюзии. Они то немногочисленны н обыденны но содержанию, то множественны и способны принимать форму иерейдолий (иллюзий фантастического содержания). В ряде случаев бывают лишенные объемности зрительные галлюцинации с сохранением известного критического отношения к ним. Их появление сопровождается страхом. Персонажи отшатываются от того, что видят, не сразу осознают, где находятся.
3 стадия. Появляются истинные зрительные галлюцинации, вскоре начинающие преобладать в клинической картине. Они могут быть единичными и множественными, чаще бесцветны и однотипны, реже цветные, уменьшенных, обычных или увеличенных размеров. Преобладают уменьшенные (микроскопические), в основном зоооптические образы: различные насекомые и мелкие животные, рыбы, змеи; реже возникают образы в виде крупных (коровы, лошади), в том числе и фантастических животных. Могут появляться образы людей, человекоподобных существ, мертвецов — «блуждающие мертвецы» (Г. Шуле, 1888). Характерны также зрительные образы в форме паутины, нитей, спиралей, струй воды и других вытянутых предметов.
Образы, в первую очередь зоооптические микропсии, подвижны, меняются в размерах, трансформируются на глазах. В одних случаях в содержании сцены нельзя выявить какой-либо определенной ситуации, и кадры сменяют друг друга без всякой связи; в других возникают последовательно меняющиеся сцены, в том числе и такие, в которых одно событие как бы вытекает из другого. Особенность образов параллельного кино заключается в том, что они всегда остаются совершенно немыми.
Часто наблюдается расстройство схемы тела, ощущения изменений положения тела в пространстве; неподвижные окружающие предметы приходят в движение. Чувство времени меняется: оно то удлиняется, то, напротив, укорачивается. Персонаж всегда остается заинтересованным зрителем. Содержание образов отражается на его поведении, аффекте, в бредовых высказываниях. Преобладает двигательное возбуждение с суетливой деловитостью, бегством, стремлением спрятаться; персонажи что-то стряхивают или сбивают с себя и с окружающих предметов, куда-то собираются идти. Персонажи не столько говорят, сколькопоказывают величину, форму и движения того, что видят. Внимание сверхотвлекаемо. На все происходящее вокруг персонажи реагируют короткими репликами, мимикой, жестами, поведением. Попеременно возникает недоумение, благодушие, удивление, юмор, по с наибольшим постоянством наблюдается страх. Преобладают образные сцены преследования или физического уничтожения, реже бывают сцены эротического содержания. Персонаж обнаруживает необычно синтонное поведение: он естественен до конца, прост и непосредствен до наивности; откликается и готов всей душой откликнуться на любые темы, особенно на конкретные; настроение, когда нет страха, большей частью приподнятое, благодушное.
Если дать персонажу телефонную трубку от невключенного телефона или иной предмет, названный телефонной трубкой, то персонаж может завязать разговор с мнимым собеседником (симптом Ашаффенбурга).
ГИПНАГОГИЧЕСКОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО С ФАНТАСТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ — отличается фантастическим содержанием образов, их обилием, последовательной сменой одной короткой ситуации другой. Сопровождается дезориентировкой в окружающем. Преобладающие аффекты: интерес, удивление, боязливое восхищение.
АБОРТИВНОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО — развиваются редкие, иногда единичные, зрительные иллюзии и микроскопические галлюцинации без определенных, а тем более законченных ситуаций. Преобладают довольно однообразные аффекты тревоги и страха.
СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО — множественные сцепоиодобные образы, нередко с последовательно развивающимся сюжетом или отдельными законченными ситуациями. Иногда преобладают сцены преследования детективно-авантюристического содержания, в которых персонаж всегда является объектом покушения. В этих сценах большое место занимают бегство, погоня, поиски укрытий, где можно переждать опасные ситуации. Преобладает выраженный аффект страха. В других случаях преобладают сцены эротического содержания или публичных зрелищ (цирк, зоопарк, цыгане, гуляния с попойкой), сочетающиеся с аффектом удивления, любопытства, эйфорией. Возникают ложные узнавания, распространяющиеся на большое число лиц, меняющаяся ложная ориентировка в окружающей обстановке.
Рисунок А.Флоренского
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ БРЕДОМ — персонаж принимает за родственников, знакомых или сослуживцев посторонних людей, попадающих в поле зрения. Аффективные расстройства становятся однообразными. Видоизменяются двигательные расстройства. На смену различным по содержанию, координированным действиям, требующим значительного пространства, приходит однообразное возбуждение ограниченного масштаба. Преобладает монотонная тревога, временами сменяющаяся страхом. Эйфория, добродушие и особенно юмористическая окраска настроения выражены слабо и могут отсутствовать.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО МУССИТИРУЮЩЕЕ — персонажи отрешены от окружающего. Двигательное возбуждение ограничивается пределами постели. Преобладают простейшие двигательные акты — неуверенное ощупывание, разглаживание, хватание, перебирание пальцев, стягивание или, напротив, натягивание одеяла или простыни — обирание (карфология).
Преобладает однообразный, преимуществен но тревожно-депрессивный аффект. Эйфория, а тем более юмор, бывают редко.
Бывает, что у персонажа рождается непоколебимая уверенность в том, что его жизни угрожает смертельная опасность. Это может быть только мысль о неминуемой насильственной смерти, но чаще она наполняется конкретным содержанием: зарежут, застрелят, удушат, выбросят на ходу из транспорта. Источник опасности — окружающие люди, какая-то их часть или даже каждый из присутствующих. Во всякой новой ситуации могут появляться новые преследователи, принимающие эстафету от предыдущих. Преследователи то совершенно незнакомы персонажу, то вызывают смутное чувство, что он их где-то уже видел и даже вступал с ними в какие-то отношения. Однако, как правило, персонаж не может четко понять, кто и почему хочет его уничтожить. Все, что происходит кругом, имеет к персонажу то или иное отношение. Поведение окружающих трактуется как намеки на возможное или уже подготовленное покушение. Персонажи слышат в разговорах угрожающие реплики в свой адрес, видят в руках преследователей конкретные орудия убийства (нож, веревка, пистолет и т. п.). Персонаж непоколебимо убежден, что созданы все условия для нападения. Преобладает аффект страха, способный достигать панического ужаса или отчаяния. Однако персонаж не цепенеет, созерцая развивающиеся события: он внезапно бросается бежать, выбивает стекла и зовет на помощь, выбрасывается из окна, прыгает на ходу с транспорта, обращается за помощью к органам власти, совершает самоубийство. Агрессивные поступки в отношении преследователей сравнительно редки. Постоянно существует аффект недоумения (растерянность), касающийся происходящего, но не своего “я”. В крови обнаруживается лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, увеличенная СОЭ, билирубинемня, холестеринимня, азотемия, а содержание протромбина значительно уменьшается. Постоянно можно ВЫЯВИТЬ олигурию, альбуминурию, ту или иную степень обезвоживания и тканевого ацидоза, снижение в крови уровня натрия и магния” *.
* Алкоголизм. Руководство для врачей. М., Медицина, 1983.
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино