Фестивали

Послание к человеку-2018: Что посмотреть?


Международный конкурс

«Мир по Далибореку». Реж. Вит Клусак

Маляр-неонацист, видели когда-нибудь такое? Теперь увидите: Далибор — сорокалетний детина в футболке «Рожденный в ЧССР», тягает штангу, красит фломастером бородку, угорает от металла, перерисовывает фюрера с монитора и кидает зигу. Как мы знаем из игрового кино, экстремизм часто выглядит не только драматично, но и комично, и в том, что над Далибором хочется не только погоревать, но и от души похохотать, нет ничего удивительного. Удивительно, как режиссеру Клусаку вообще удалось весь этот цирк снять? Это документ или провокация? И почему в начальных титрах написано «документальная пьеса», а в финальных передают привет режиссеру «Акта убийства» Джошуа Оппенгеймеру? Уж не пародия ли он?

 

«Белая мама». Реж. Евгения Останина, Зося Родкевич. 2018

«Белая мама». Реж. Евгения Останина, Зося Родкевич

Этот фильм по результатам фестиваля в Кракове выдвинут на соискание европейской кинопремии в документальной номинации (так называемый «Феликс»), и это неспроста. Спродюсированная погибшим в Центральноафриканской республике Александром Расторгуевым (на фестивале в этом году учрежден сециальный приз его имени) «Белая мама» тронет любого, кто ее увидит. Это кино вне политики и вне времени: главные герои — удивительная семья, взявшая к себе еще одного приемного ребенка, странное царство любви и ответственности (это сочетание, как выясняется, не гарантирует безконфликтности), в которое вживается человек с камерой.

 

«День победы». Реж. Сергей Лозница

Представленный в Берлине документальный фильм Лозницы показывает, как отмечают 9 мая в берлинском Трептов-парке. Фокстерьеры везут на тележках портреты Сталина, подростки в военной форме с чужого плеча, имперские орлы и звезды, байкеры и слезливые гэдээровские коммунисты — оторванный от Родины патриотический карнавал на фоне братских могил отливает бронзовой драматургией. Конечно, было бы здорово посмотреть этот фильм вместе с игровым «Донбассом» — сложился бы идеальный double-feature: ведь фильмы вступают в явное взаимодействие, дополняя и комментируя друг друга. Но, судя по отмене показа в Москве, эту картину на широком экране в России показать никто не решится.

 

«Бесконечный футбол». Реж. Корнелиу Порумбою

Один из лучших фильмов этого года, для многих ставшего годом Чемпионата мира по футболу. Короткий душераздирающий рассказ о человеке, мире и правилах, которые он для этого мира придумывает. Мы писали о «Бесконечном футболе» из Берлина. Пропускать нельзя.

Расписание показов

 

Национальный документальный конкурс

«Новая Москва». Реж. Тамара Дондурей. 2018

«Новая Москва». Реж. Тамара Дондурей

Фильм составлен из трех линий-наблюдений за незаметными жителями Москвы: за надломленным давней аварией таксистом; за пенсионного (даже по новому уставу) возраста подружками, обсуждающими тарифы мобильных операторов в непритязательной столовке; за квартирным чтением стихов незнакомой поэтессы. Эту картину можно было бы смотреть и вовсе без звука, потому что содержание раскрывается уже в этом сосредоточенном взгляде на своих героев, каждый из которых заслуживает одинаковой чуткости отношения — как, пожалуй, и всякий житель обозначенного в названии места.

 

«Король Лир». Реж. Денис Клеблеев

Роль сыграть — не жизнь прожить. Но что если играть и на сцене и в реальной жизни одного и того же героя — например, короля Лира? А если у тебя еще ко всему есть свое собственное прочтение этой роли? Третий фильм Дениса Клеблеева можно счесть продолжением работы над театральной постановкой пьесы Любови Мульменко «Лир репетирует смерть» в театре им. Йозефа Бойса (для нее Клеблеев делал видео).

 

«Признаки жизни». Реж. Наталья Касьянова. 2018

«Признаки жизни». Реж. Наталья Касьянова

Новости из российской столицы инноваций — татарского города Иннополиса, который шумной открывали в 2015 году. Мечты, ожидания, сомнения, пустые улицы, электрические автобусы, скриншоты чата, голова робота, размышляющего о космических путешествиях и мечтающего стать Гагариным.

 

«Дядя Саша, или Полет над Россией». Реж. Татьяна Соболева

Мертвая деревня и мечтатель, окруженный со всех сторон водой. Острое желание жить в изоляции и при этом не жить в изоляции. Дядя Саша грезит о возрождении старой доброй русской жизни и строит мост, который неизбежно уносит льдом. Фильм-антитеза «Признакам жизни».

«За Русь, за веру». Реж. Алексей Зеленский

«За Русь, за веру». Реж. Алексей Зеленский

Дети в шлемах из фольги играют спектакль об обороне Пскова от псов-рыцарей. Это далекие потомки эмигрантов 1917-го грустят о неизвестной и такой странной родине.

Расписание показов

In Silico

Михаил Железников:

О ежегодной конкурсной программе всегда сложно говорить в целом, потому что конкурс — это открытая площадка для новых фильмов, привязанная к текущему короткому и еще не отрефлексированному отрезку времени. Тем не менее, внутри программы всегда возникают связи, диалоги и переклички между фильмами. Поскольку конкурс In Silico экспериментальный в широком смысле слова, давайте отложим разговор об отдельных фильмах до показов, а пока позволим режиссерским описаниям самим сложиться в текст по принципу буриме, по одной фразе на фильм, в том порядке, в котором они стоят в программе:

1 декабря 1990 года строительный рабочий Грэхем Фагг из Дувра пробрался через дыру в толще известняка в 40 метрах ниже морского дна пролива Ла-Манш. Покинутые обитателями дома превращаются в чистую, небесную архитектуру и наполняют улицы своей застывшей в камне музыкой. Фильмы, телепередачи и информация распространяются на черном рынке на жестких дисках. Женщина, ловящая рыбу в мутных водах. Документация шумового озвучания эпизода в душе из фильма «Психо». Наконец, бутылка совершает прыжок в иное пространство. Зрители не знали, что, наблюдая за придуманной смертью, на самом деле они видят смерть настоящую. После смертельной аварии объектив камеры становится глазом режиссера, блуждающим по летнему Риму в поисках любимой. Ему снился кошмар: он должен был спасти своих дочерей от опасной хирургической операции. Кинопленка и ее физические свойства неотделимы от содержащегося на ней изображения. Линейные структуры на границе хаоса сигнализируют о надвигающейся катастрофе. Может ли изображение убить человека? Густые цвета. Вывихнутое, но синхронное время. Она рассматривает каждый уголок жилища в поисках семейных сокровищ. Это видео превратилось в памятник расстояния — символ разобщения, образов, памяти. Он возвращается в прошлое, чтобы найти подтверждение Её существования. Природа становится абстрактной, создавая новую форму красоты. Жители города, почти неподвижные, похожи на существ в спячке. Следы тех дней с мамой остались в вечной рамке; как облака, как волны, как песок.

 

Авторы: Джон Смит, Дмитрий Венков, Кори Хьюз, Марк Олекса и Франческа Скализи, Йонна Кина, Михаил Басов, Йенс Печо, Томмазо Фаджоли, Жаклин Ленцоу, Деймантас Наркявичюс, Патрик Бур, Ана Родригес Леон, Сильвия Шеделбауэр, Беранжер Креспи, Азар Сайяр, Чао Шу, Хироя Сакурай, Бьеке Депуртер и Маттиас Де Краен, Нари Шин.

Подробнее о программе — Расписание показов

 

Кино сверхреальности

Андрей Плахов традиционно собирает в своей программе главные игровые фильмы фестивального сезона, авторы которых не стесняются заходить на территорию документального — то в поисках вдохновения, то для расширения горизонтов, «в поисках художественной сверхреальности», как пишет куратор программы. Какие-то из отобранных им фильмов основаны на реальных событиях, как «3 дня с Роми Шнайдер», где дотошно воспроизведено интервью актрисы на курорте в Киброне, или байопик Сильвио Берлусконе «Лоро», поставленный Паоло Соррентино (режиссер сам представит фильм). Другие — например, реконструкторский румынский «Мне наплевать, если мы войдем в историю как варвары» — выстраивают куда более запутанные взаимоотношения с реальным материалом.

 

«Три лица». Реж. Джафар Панахи

Новый фильм иранского автора, отсидевшего под домашним арестом шесть лет и формально все еще не имеющего права снимать кино, но все-таки снимающего. Режиссер наконец выбирается из тесного пространства квартиры и машины. В центре сюжета — мобильный телефон, отчаянное электронное послание и актриса Бенхаз Джафари, которая вместе с другом-режиссером (это, конечно, сам Панахи) едет в отдаленную деревню, чтобы убедиться, что странное видео, присланное ей на телефон юной поклонницей неправда. Границы вымысла и документа — одна из важнейших тем иранского кино, и «Три лица», изящно балансирующие на грани «верю/не верю» могут напомнить опытным зрителям о фильмах учителя Панахи — покойного Аббаса Киаростами.

 

«Догмен». Реж. Маттео Гарроне

После экранизации классического барочного сборника сказок Джамбатисты Базиле Маттео Гарроне возвращается к реальности, впрочем, достаточно условной (все-таки не «Гоморра»). В центре сюжета собачий парикмахер Марчелло и его конфликт с местным гангстером Симончино. Сыгравший главную роль непрофессиональный актер Марчелло Фонте за свою работу был удостоен актерского приза на Каннском фестивале.

У нас на сайте можно прочитать рецензии на другие фильмы Гарроне и посмотреть его встречу со зрителями в «Порядке слов».

 

«Счастливый Лазарь». Реж. Аличе Рорвакер

Еще одна важная премьера из Канн. Прекрасный пример того, что кино неизбежно кружит на месте возвращаясь и часто ищет вдохновение в художественных свершениях прошлого. Фантастически красивая, снятая на пленку (оставили даже рамку с закругленными углами), магическая история Аличе Рорвакер о Лазаре и других жителях затерявшейся в безвременье итальянской деревеньки напомнит о фильмах Эрмано Ольми или даже Пазолини. Трудно не заметить, что Рорвакер, прошлые фильм которой попадали в программы «Послания к человеку» (она и сама приезжала в Петербург) как раз благодаря ее укорененности в почти документальной, предельно реалистической фактуре, уже давно тесно в реальности.

 

«Девочка». Реж. Люка Донт

Лучший дебют Каннского фестиваля, самый хитовый фильм «Особого взгляда», с которым могла потягаться только шведская «Граница» (тоже размышляющая о проблемах идентичности). 16-летняя девочка хочет стать балериной, но у нее, к несчастью, мужские половые органы и проблемы с растяжкой.

 

«Магазинные воришки». Реж. Хирокадзу Корээда

Японское семейство ведет полунищенское существование на бабушкину пенсию, подворовывает в магазинах, но в принципе справляется. На втором часу выясняется, что всё не так просто. Новый фильм Хирокадзу Корээда в Каннах не очень-то полюбила критика. На раннем пресс-показе многих усыпил неспешный темп картины, и к дикому финалу многие видели третий сон. За вялую критику фильм был отмщен на церемонии награждения: «Магазинных воришек» удостоили главного приза, «Золотой пальмовой ветви».

Подробнее о программе — Расписание показов

 

Сопротивление 1968 — 2018

 

Катерина Белоглазова:

Мы хотим представить широкий спектр кинематографических практик сопротивления, и выявить причины, противоречия и последствия социальных протестов 1960-х. От немых «милитантных» кинолистовок Cinétracts, анонимно сделанных Годаром, Гаррелем, Маркером, до знаковых и малоизвестных фильмов этих и многих других авторов.

Первый сеанс — панорама короткометражных фильмов. Среди них — киноавангард из Франции («Революция — это только начало. Борьба продолжается» Пьера Клеманти, актёра, работавшего с Бертолуччи, Пазолини и Бунюэлем) и Японии (поэтический экспериментальный фильм «Станция Синдзюку» Мотохару Джонучи), синема-верите Криса Маркера и Франсуа Рейшенбаха («Шестой фасад Пентагона») и кинопамфлет Харуна Фароки («Слова Председателя»). Также будет показан считавшийся до недавнего времени утерянным фильм-эссе «Актуа 1» Филиппа Гарреля, который смонтирован из редких кадров парижских протестов.

«Все в порядке» Жан-Люка Годара и Пьера Горена (группа «Дзига Вертов») и «Битва за освобождение Японии. Лето в Санризуке» Синсуке Огавы и его коллектива Ogawa Productions — это два способа делать кино политически. В первом случае — игровой слепок политической атмосферы во Франции спустя четыре года после «Красного мая» и сконструированный согласно идеям Мао и Брехта. Во втором — ангажированная документалистика, стремящаяся подчинить камеру переживаниям участников протеста.

Два из трёх современных фильмов программы, «Когда наступает „сейчас“» Жоана Саллиса и «Штурмуя небеса» Франческо Мунци, целиком смонтированы из архивных материалов и смотрят на протесты 1960-х с учётом исторической дистанции. Третий — «Париж — это праздник. Фильм в 18 сериях» Сильвана Жоржа, хотя и не имеет прямого отношения к 1968 году, даёт голос сегодняшней парижской улице и вновь возвращает к проблеме репрезентации угнетённых.

22 сентября в Смольном институте пройдет конференция, которая подытожит программу. На ней мы обсудим политическое и художественное наследие 1968 года. Среди участников конференции — историки, философы и художники, которые рассмотрят связь проблематики протестов 1960-х с современной политической повесткой. Среди тем докладов: социология и субъект протеста, разочарование в социализме и «правый поворот», критика повседневности и революционный романтизм, маоизм, модернизм и другие теоретические стратегии политического кино. В рамках конференции состоится встреча с Сильваном Жоржем, автором фильма «Париж — это праздник».

Подробнее о программе — Расписание показовПрограмма конференции

 

Ретроспектива Джема Коэна

Ньюйоркец Джем Коэн приезжает в Петербург, чтобы лично представить ретроспективу своих работ — одновременно с показами в K Gallery можно будет увидеть собрание его полароидных снимков. Коэн часто снимает кино в путешествиях, но маршрутом путешествия может быть и родной Нью-Йорк. В программе — 13 его коротких и полнометражных фильмов.

 

«Монтаж из отражений в витринах Манхэттена, пустые аттракционы зимнего Кони-Айленда, огни городских окраин Москвы, замусоренные улицы спального района Пакистана: пятнадцать частей этого фильма, лишённого нарратива и закадрового текста, — дневник наблюдений. Среди них есть антропологические заметки, туристические травелоги, небольшое эссе в духе Криса Маркера (которому посвящён „Счёт“), бытовые зарисовки, просто пейзажи; самая короткая глава секунд пятнадцать фиксирует, как послеполуденное бруклинское солнце освещает женское лицо. Режиссёр колеблется между разными способами взаимодействия с миром — туризмом, путешествием и фланированием; интересно, что первый, который принято презирать, оказывается тоже ценным, и удивительно, что одно из самых увлекательных кинопутешествий в берлинской программе происходит не в экзотических локациях, а по миллион раз показанному в кино Нью-Йорку, а также Москве и Петербургу (Россия занимает около трети хронометража)», — Андрей Карташов о фильме Джема Коэна «Счет».

Подробнее о программе — Расписание показов


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: