1


«Посетитель музея» — больной фильм про больные проблемы. Проблематика, которая там затронута, настолько для нас жизненно важна и еще недооценена, что как раз и побуждает больших художников страстно вклиниваться в этот процесс и пытаться пресечь безответственную беспечность человечества перед лицом катастроф, которые неотвратимо надвигаются. Фильм Лопушанского — включение сирены, тревога.

Бесконечные отходы, отбросы цивилизации, по которым, как по пустыне, приходится человеку пробираться. Резервация дебилов — самое страшное, что можно себе представить. В фильме много чисто пластических находок, создающих действительно кошмарное впечатление, что в данном случае и требуется. Много операторских удач, скульптурно решенного материала. Мертвое море, затопившее все культурные центры. Оно плещется у все более высоких точек, угрожая их затопить. Люди, относительно благополучные в этом кошмаре и даже благодушествующие в разговорах о бытовом своем благополучии, — это тоже страшно. Попытка сохранить благополучие на фоне мировой катастрофы выглядит как проявление дебильности человеческой личности.

Но почему этот фильм все-таки кажется больным? Не только от больной проблематики. От того, что мы все сейчас больны и к больным проблемам подходим не всегда вполне адекватно. В этом отношении фильм мне представляется очень противоречивым симбиозом авторского фильма-откровения, прозрения, полного искреннего пафоса и боли, и в то же время, да простит мне автор, фильма ужасов. Там торчат уши жанра, который, не будем забывать, создан для развлечения, а не для того, чтобы о чем-то всерьез предупредить человечество.

Обращение к религиозности также содержит большое противоречие: человечество подступило к таким этапам перехода в новое качество или к гибели, что саму религиозность сейчас натужно реанимируют. Это не приживается, выглядит искусственным приращением. И оно не спасет человечество вновь, как не спасала религия и прежде. Вот трепетная молитва к Богу, который должен отпустить дебилов. Не очень понятно — почему только дебилов. Всех, похоже, надо отпустить из этого мира, потому что мир больной и выродившийся уже. Но если есть Бог, как он мог допустить?

И здесь наша фантазия в страхе замирает перед лицом реальности, которая ждет человечество. Я думаю, что Лопушанский — один из тех людей, которые ответственность за будущее берут на себя и призваны привлекать полусонное сознание человечества к этой проблеме. Отмирание человечества видится настолько ужасным и отвратительным, что, может быть, это — задача вообще непосильная для искусства. Вообще растление не может найти адекватного художественного выражения. Резервация дебилов — одна из ступенек страшного будущего человечества, если оно вовремя не остановится. Можно представить себе и этап чуть попозже: когда и нормальные люди будут находиться в резервации, а дебилы со своей безумной логикой, со своими нечеловеческими страстями и побуждениями окажутся главной силой, господствующей на земном шаре.

Такой фильм должен был появиться при всех его внутренних противоречиях.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: